Сибирские огни, 1988, № 3
не что иное, как пресловутую табель о ран гах Российской империи. Вспомним: чтобы сделать карьеру, стать «значительным ли цом», русскому чиновнику необходимо бы ло проделать путь от коллежского регист ратора до тайного советника, путь длиной в 14 ступеней. Примерно такая же «мо дель» и внедрена была в нашу науку в 30-е годы — с той лишь разницей, что чис ло ступеней было значительно сокращено. Кандидат наук, доктор, доцент, профессор: член-корреспондент, академик — вот основ ные вехи, которые должен был одолеть каждый желающий взойти на «сияющие вершины» науки. Тут, разумеется, надо сде лать оговорку: все перечисленные выше сте пени и звания (за небольшим исключе нием) существовали и раньше, даж е до ре волюции. Однако если раньше, в 20-е годы, получение ученой степени (зва ния) было по сути пустой фор мальностью, то в 30-е годы «экзамен на чин» становится обязательным, а вес, зна чимость, авторитет ученого начинают опре делять не столько реальные его заслуги пе ред наукой, сколько наличие степеней и званий. Одним словом, произошла бюрокра тизация науки со всеми вытекающими по следствиями, главным из которых было со здание режима наибольшего благоприятст вования для карьеристов и проходимцев. В науку теперь не пошли, а полезли. При чем иные ловкачи сумели прямо-таки в ре кордный срок пройти все ступени этой вновь созданной научно-бюрократической иерархии. В числе этих «первопроходцев» и был Лысенко. Лысенко недаром — и в повести Д. Гра нина и в романе В. Дудинцева — сопостав ляют с Григорием Распутиным. Сопостав ление, на первый взгляд, и достаточно злое, и хлесткое, и точное. Но это, если брать во внимание только внешнюю сторону голово кружительной карьеры обоих великих про ходимцев. По сути же между ними, точнее сказать между самими обстоятельствами, способствовавшими их «триумфу», было од но весьма существенное отличие. Рас путин объявился при дворе Романовых в тот момент, когда двор, как, впрочем, и вся система самодержавия, представлял собой нечто прогнившее, смердящее, разла гающееся,— грубо говоря, это был навоз ный жук, нашедший для себя самую что ни на есть подходящую кучу дерьма... Лы сенко же пришел и занял ключевые пози ции в науке, когда здесь только-только свершился переворот, вследствие которого храм науки превратился в толстостенную бюрократическую цитадель. И, естественно, свою главную задачу Лысенко видел в том, чтобы «блеснуть» на новом поприще, проявить такую инициативу, которая еще больше бы укрепила его авторитет, упрочи ла доверие к нему со стороны правитель ственных кругов. Полагаю, здесь будет уместным неболь шое отступление. Говоря о бюрократизме, всячески его кляня и бичуя, мы почему-то привыкли смотреть на это явление как на нечто застойное, омертвелое, закостенелое, не любящее утруждать себя никакими лиш ними заботами и хлопотами. А между тем бюрократизм ни в коем случае не следует отождествлять с обломовщиной, ибо, при всей своей косности и малоподвижности. 6 Сибирские огни № 3 ЭТО — страшная, агрессивная сила, могущая и умеющая, когда нужно, перейти в откры тое наступление. Особенно опасен бюрокра тизм формирующийся, «самоопределяющий ся» — поскольку ему ради утверждения своих принципов, ради создания-обеспече ния будущей спокойной жизни непременно надо кого-то устранить, смять, раздавить. Тут он ни перед чем не останавливается, тут его вероломство и подлость не знают границ... Собственно говоря, история с ге нетикой и является нагляднейшим тому примером: молодая, перспективная наука оказалась в один момент подмятой лж е наукой. Д. Гранин трагедию генетики впрямую связывает с произволом и беззаконием, которые нес стране и всему народу культ личности Сталина. «— Биологам доставалось крепче, чем физикам и прочим естественникам». — говорит в беседе с автором выдающийся советский генетик Д. В. Лебедев, один из немногих чудом уцелевших в те черные дни. И дальше поясняет- «—...Ошибка, ко нечно, не из-за генов была. Не они встрево жили. Преподнесли это как очаг сопротив ления. Указаний не слушают, сами с усами, начальство не признают, считают, что в на уке своей разберутся без вмешательства сверху. Наука ихняя должна развиваться, видите ли, свободно.. В .этом суть - сво бодно или по приказу сверху. Многие из нас ясно понимали, что в тех условиях это была борьба против культа личности. — То есть как это? — Лысенко повсюду заявлял, что его под держивает сам Сталин. И вдруг осмелива ются против Лысенко выступать. Невеждой его называют. Это как понимать? Что они имеют в виду? Кого оспаривают? Скульп тура, между прочим, выставлена была в Третьяковке: Сталин и Лысенко сидят на скамеечке, Лысенко колосок ветвистой пше ницы показывает Яснее ясного! Признать должны были Вавилов и прочие! В других научных дисциплинах подчинялись, ’призна вали мудрость, а биологи не желали, сопро тивлялись. И сами биологи сознавали, что они выступают не только против лысенков- щины». На последнюю фразу хотелось бы обра тить особое внимание. Собственно, здесь снова возникает необходимость сделать еше одно «нелирическое отступление». Эпо ха культа личности в нашем представлении ассоциируется обычно с произволом и без законием, имевшими место в 30-е и после военные годы и повлекшими за собой мно гочисленные жертвы. Представление это сложилось главным образом под влиянием массы произведений на антикультов. , скую тему, появившихся в конце 50-х — начале 60-х годов. Спору нет, среди этих книг были по-настоящему глубокие, серьез ные, высокохудожественные вещи, авторы которых пытались объяснить культ личности как явление, порожденное историческими причинами, обусловленное целым рядом сложностей и противоречий периода борьбы с оппозицией, эпохи кол лективизации и индустриализации. К сожа лению, таких книг вышло немного, да и, как теперь выяснилось, далеко не все произ ведения, касавшиеся этой больной темы и принадлежащие перу выдающихся мастеров
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2