Сибирские огни, 1988, № 3
совпадение, а скорее закономерность, веле ние времени, если хотите. Ибо трагическая участь, постигшая советскую генетику в 30—40-е годы, и по сей день остается белым, а вернее сказать «темным» пятном в лето писи нашей науки. Однако, мне кажется, оба писателя были меньше всего озабочены просветительскими задачами, расширением кругозора рядового читателя. Главная цель их состояла в другом — показать, высве тить через «историю с генетикой» те «ко ренные перемены», которые нанесли непо правимый урон всей нашей науке. Дискре дитация, шельмование, а в иных случаях и физическое уничтожение научных оппонен тов, насаждение в отдельных отраслях науки чудовищных по своему невежеству концепций, ликвидация целого ряда науч ных центров — вот далеко не полный пере чень акций, имевших место в 30—40-е годы. Но как все это произошло, почему такое случилось? И почему именно на генетику обрушились самые жестокие репрессивные меры? Вплоть до того, что наука эта вооб ще на целые десятилетия была объявлена «вне закона». Давайте обратимся непосредственно к страницам произведений Д . Гранина и В. Дудинцева, прочитаем, поразмышляем; где необходимо, сделаем небольшую, скорб ную паузу. Потому что и в «Зубре», и в «Белых одеждах» немало таких мест и сцен, которые прямо-таки требуют «минуты молчания» — как дани уважения к подви гам тех, кто жертвовал своей жизнью ради истины, ради сохранения, сбережения науч ных открытий и ценностей... Разговор по существу, полагаю, следует начать с повести Д . Гранина, так как здесь показана не только «история с генетикой», но и вся предыстория. Через документаль ное повествование о Н. В. Гимофееве-Ре- совском, через подробное жизнеописание это го человека, автору удалось осветить основ ные вехи зарождения, развития, стреми тельного взлета и трагического падения со ветской генетики. Сразу хочется сделать оговорку: повесть Д . Гранина отнюдь н еза нимательное чтение. Собственно, это даже не повесть, а скрупулезное документаль но-научное исследование, где чуть ли не дословно приведены многочисленные бесе ды с главным героем, воспоминание о нем всех, с кем автору удалось встретиться, письма, записки, обрывочные высказывания, цитаты и т. д. и т. п. Но именно благодаря этому мощному, многослойному докумен тальному пласту автор и сумел до много го докопаться, установить и показать, по чему и откуда все это началось. Как-то в одной из своих бесед с Зубром автор спросил его: «Почему вы пошли в науку?» И тот с присущим ему грубоватым юмором ответил: «Да потому что тогда этих паразитов, научных работников, было немного и большого вреда своему отечест ву они не приносили». Д а, так оно и было, убеждает нас Д. Гра нин, показывая, что собой представляла наука в первые годы Советской власти. Ра ботали в ней только одержимые, шли туда только по призванию. Никаких наград, званий, благ — ничего этого наука не да вала, да и никто даж е об этом не помыш лял. Но зато благодаря ленинской заботе, благодаря мудрому руководству наукой и культурой, осуществляемому соратниками Ильича А. В. Луначарским и Н. А. Семаш ко, в полуголодной, полуразграбленной стране были созданы уникальные лабора тории и целые научные центры. «Строился лазаревский институт, окреп кольцовский, появился институт Марциновского, Инсти тут народного здравоохранения. Не возво дили многоэтажных корпусов, институты размещались в старых особняках, по ны нешним понятиям вовсе маленьких, и лю дей в них работало немного...» Но зато как работали! «Изготовляли препараты, учи лись определять вид, вели живые культу ры. У каждого имелась своя культура аме бы, жгутиковых, инфузорий. Надо было все стадии деления, размножения фикси ровать, сличать, зарисовывать. То ж е самое с губками, с кишечнополостными. И все де лали самостоятельно. Резали всяких бука шек, козявок, наблюдали регенерацию, трансплантацию у головастиков, тритонов. Каждый сам копался, открывал, ахал, ошибался, спрашивал, чувствовал себя ис следователем». Читаешь, и с трудом веришь, что такое могло быть в самые первые годы Советской власти. Страна до предела истощена граж данской войной, целые губернии голодают, свирепствует тиф, госпитали переполнены ранеными и тяжелобольными, а тут профес сора и студенты возятся с какими-то аме бами да инфузориями, препарируют «вся ких букашек, козявок», изучают головасти ков и т. д. и т. п. Однако ни один ответ ственный работник совнаркома, ни один партийный либо государственный деятель даж е словом не обмолвился, что вот, дес кать, наука оторвана от жизни, от насущ ных нужд и забот страны. Впрочем, это не значит, что они не интересовались работой ученых, устранились от руководства науч ными исследованиями, научной жизнью. Напротив, тот ж е Н. А. Семашко все вре мя поддерживал связь со всеми ведущими учеными, посещал и университеты, и науч ные центры, и лаборатории. Но посещал главным образом с целью узнать, в чем нуждаются ученые, какая им требуется помощь. А что касается непосредственного руководства наукой, то Д. Гранин приво дит такой эпизод: «Нарком просвещения А. В. Луначар ский пригласил Владимира Михайловича Шимкевича стать ректором Ленинград ского университета. Крупнейший специа лист по беспозвоночным, академик Шимке- вич был убежденным дарвинистом, матери алистом и при этом членом кадетской пар- тин. Луначарского это не смущало. Про фессура была поражена: большевики дове ряют кадету университет! Луначарский знал, что делал: во-первых, Шимкевич был человек неподкупной честности, во-вторых, акт этот удержал в университете многих ученых, привлек их симпатии к новой влас ти». Д а, новая. Советская власть прекрасно понимала, что наука, как никакая другая сфера, не терпит грубого администрирова ния, окрика, нажима, что, только проявляя полное доверие и уважение к старой уни верситетской школе и лучшим ее 'предста вителям, можно привлечь на свою сторону цвет русской научной интеллигенции. Имен но поэтому самые трудные годы стали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2