Сибирские огни, 1988, № 3
Валентина ГУЗЕЕВА АГЕНТ «ИСКРЫ» ТОБЛЕР В ульф Моисеевич Броннер (партий ный псевдоним — Тоблер) — вид ный строитель советского здра воохранения, заслуженный деятель науки доктор медицины, профессор. Еще в сту денческие годы активно участвовал в соз Дании революционной марксистской пар тии пролетариата России. В 1902— 1903 гг. был агентом ленинской газеты «Искры». В краткой автобиографии, хранящейся в Центральном Государственном архиве РСФСР, В. М. Броннер сообщает, что он, «...сын крестьянина Бочурской волости Верхнеудинокого уезда. Забайкальской об ласти, родился 19 января 1876 года в г. Верхнеудинске». По законам того време ни крестьяне,, куда бы они ни переселя лись, оставались приписанными к своему прежнему месту жительства, туда платили подати, учитывались военным ведомством. Поэтому В. М. Броннер, родившийся в Верхнеудинске, считался крестьянином се ления Бочура. Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) в те годы по величине был вторым после Ир кутска городом в Восточной Сибири. Че рез весь город тянулся Сибирский тракт. По нему пробегали, гремя колокольцами, почтовые тройки, двигались бесконечные обозы заключенных, направляемых в Нерчинскую каторгу. В те годы на постановке школьного дела в Бурятии в значительной степени сказа лись идеи и опыт видного просветителя, ученого, поэта, автора песни «Славное море — священный Байкал» — Дмитрия Павловича Давыдова, занимавшего в 1846— 1860 гг. должность штатного смот рителя училищ. И хотя Вульф Броннер начал учиться спустя более чем полтора д е сятка лет, несомненно, что идеи Давыдова были живы и получили дальнейшее разви тие. «Образование ума, — писал Давы дов, — должно быть соединено с образова нием сердца». И далее: «Образование без воспитания сердца, т. е. высоконравствен ных качеств, таких, как доброта, чуткость, правдивость, гуманность, бескорыстие, честность, искренность, — вредно, даже, губительно для общества». Учился Вульф Броннер прилежно, рано проявил любознательность, способность к наукам, самостоятельному мышлению. Учитывая эти способности сына, отец ре шил отправить его в Читу, куда после за мужества переехала старшая дочь Бася. Она очень любила своего братишку, фак тически заменяла ему мать. И вот паре нек «...наподобие Ломоносова едет с част ным обозом из Верхнеудинска в Читу, что бы поступить в гимназию», — вспоминал позднее Н. А. Семашко — первый нарком здравоохранения нашей страны, хорошо знавший В. М. Броннера. В Читинской гимназии, куда поступил Вульф Броннер, обучение было платное, мальчику приходилось подрабатывать по денщиной: подвозить к дворам воду, за готовлять дрова, ухаживать за скотом. В аттестате зрелости, врученном Вульфу, сказано: «...За все время обучения в Чи тинской мужской гимназии поведение его: исправность в посещении и приготовлении уроков, а также в исполнении письменных работ вполне хорошее, прилежание отлич ное...» А вот о том, что уж е в эти годы Вульф Броннер, урывая время между за нятиями в гимназии и заботами о пропита нии, с интересом слушал беседы политиче ских ссыльных — народовольца Синегуба и нечаевца Кузнецова, никому знать не было дано. Немалое значение для выбора В. М. Броннером профессии имело то обстоятель ство, что в Томском университете — един ственном в Сибири — можно было полу чить только медицинское образование. Томск был одним из главных пересыль ных пунктов для уголовных и политических преступников. В. Е. Воложанина, народная учительница, участница революционных событий 1905— 1907 гг. в Томске, писала в автобиографии; «Ярко помнится затхлый запах тюрьмы, землистые лица за решет кой. Летом часто мимо нашей квартиры гоняли, именно гоняли, как гонят стадо животных пастухи, в острог партии аре стантов. Лязг кандалов слышался за 2 квартала...» Надо заметить, что первый сибирский университет имел особенность: в отдель ные годы число приехавших из европей ской части России составляло почти три четверти его студентов. Это способство вало широким связям молодежи с различ ными регионами России. В. Д. Вегман — член партии с 1896 года, видный партий ный и государственный деятель .— пи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2