Сибирские огни, 1988, № 2

они какие-то квелые, полусонные. И — странно! — их совершенно не волновало, в тайне будет лечение или нелг. Особенно его удивила одна молодая пара, которая, прослышав о зна­ харе из деревни Великаны , приехала откуда-то с Украины. Супруги объяснили, что совместной жизни никакой не стало; она с южным тем­ пераментом ж аловалась на м уж а, он с не меньшей горячностью называл ее айсбергом. Одним словом, на гл азах у дяди Лени эта парочка жестоко поссорилась и решила немедленно развестись. А когда приняли решение, то стали вполне откровенны, как чужие люди. И выяснилось, что он с другими женщинами — племенной бугай, а она — с другими мужчина­ ми — королева. Р угали сь потом и рассказывали такое, что знахарь от стыда ушел и оставил их одних. Но когда вернулся, пациенты сидели го­ лубками и оба в голос заявили, что согласны лечиться на любых усло ­ виях. — Я таких заболеваний не лечу,— сказал им дядя Л еня.— Езжайте, ребята, домой. Они уехали , и почти следом нагрянула новая проверка — целая комиссия: врач-эксперт, работник облздрава и следователь прокуратуры с милиционером. Д а еще ж урналиста с собой прихватили, чтобы написал потом статью и разнес бы знахарство в пух и прах. Каждый^из них раза по три допрашивал: ученый врач — человек пожилой, спокойный, боль­ ше о методах лечения пытал, следователь затраты на руж ья считал, расходы на содержание больных, а журналист — тот вообщ_е свиреп­ ствовал. Д яд я Леня от него узнал, что эксплуатировал чужой труд, по­ пирал честь и достоинство граждан , оскорблял их темным невежеством и шаманством , а такж е разжигал нездоровый интерес к антинаучным и безнравственным методам лечения, вводил людей в заблуждение и об­ манывал в корыстных целях. И удивительное дело: выслушивая все это, дядя Леня соглаш ался и готов был поверить, что он и в самом деле шарлатан , эксплуататор и безнравственный человек. Тем более, что новая экспертиза опять под­ твердила, водяной орех — трапа натанс по латыни — для лечения таких заболеваний не годится. Он не имеет даж е тонизирующего воздействия, как женьшень, пантокрин и золотой корень. Тогда знахарь решил не спорить больше с учеными людьми и р ассказал , как на д у х у , что лечить орехом придумал сам, но не из корысти, а чтобы помочь одному хороше­ му и несчастному человеку, теперь уж е академику. Доведись сейчас, ни за что за знахарство не взялся б, чтобы не разжигать у людей нездоро­ вого интереса к антинаучному лечению. Сам , дескать, он никому лече­ ние не навязывал, больные сами просили. А он, выходит, пользовался их необоснованным доверием, злоупотреблял, мучал их до полусмерти на работе, чуть ли не голодом морил, держа на орехе и черном хлебе, кото­ рый теперь хозяйки только свиньям кормят. А зарплату за работу в лесу он, знахарь, получал и обманутым за адские труды ни копейки не д а ­ вал. Но здесь учесть надо, что хворые по два-три месяиа все-таки жили за его счет. Хлеб хоть и дешевый, но денег стоит. А сколько хлопот, чтоб орех добыть, очистить, сварить? А уход? Д а и если разобраться, он ведь многих в лесу к работе приучил. Некоторые пилы в р уках не держали, топоры только в кино видели, как лес садят и рубят — не ведали, а как от пожаров спасаю т — и вовсе представления не имели. Он же, лесник- знахарь, больных по всем лесничим делам так натаскал , что люди хоть куда стали. Конечно, обучал недолго, зато по сокращенной сверхусилеш ной программе, до седьмого пота, с утра до вечера, до кровавых мозолей — как в голодном сорок третьем было. Так что если все сосчитать и при­ бавить к тому всякие разговоры про жизнь и сказки про племя велика­ нов, про их историю, то где-то половину заработка больных он оправ­ дал ’. Ведь в клубах артистам платят за всякие россказни? Н у а другую половину он готов немедленно вернуть. А ружья можно раздать тем, кто дарил, и квиты. Он на память знает всех: вертикалка — Чернобай, «З а у ­ эр» _ Панин, одностволка — женщина, «бельгийка» — одного крупного начальника. Вот с ним трудней будет, фамилию не велел называть. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2