Сибирские огни, 1988, № 2
НАШИ ПЫБЛЙНАЦИИ Александр ТВАРДОВСКИЙ О СИБИРИ И ДОЛГЕ ПИСАТЕЛЯ Речь на открытом партийном собрании московских писателей К | ' когда мы говорим о задачах мыслимой литературы, мы знаем, она возникает на материале великого исторического этапа развития нашей экономики и культуры и всего нашего общества, но задачи этой грядущей литературы нисколько не от личаются от уже установившихся и определившихся общих задач нашего искусства. У нас одна задача; правдиво отображать жизнь, действительность и своими средствами способствовать строительству и улучшению жизни. Мне очень понравились выступления Е. Пермитина и С. Смирнова, они полны взволнованности и искренности. То, что увидели эти писатели, стало их духовным д о стоянием, они живут и дышат виденным. Но и от них я хотел бы в собрании литерато ров услышать соображения относительно средств и способов изображения этой боль шой, имеющей такое важное значение, части нашей действительности. Я позволю себе высказать одно мое наблюдение, не претендующее на некую особую глубину. Мне кажется, что признаком всякого подлинно художественного произведения, между прочим, является и то, что самая трудная, иногда ужасающая действительность,’ показанная в таком произведении, обладает какой-то странной, невероятной силы при тягательностью. Мы как бы хотим пережить с героем все то трудное, о чем рассказано в произведении. Если художник правдиво отразил то, что было на самом деле, его кар тина обладает чудесной силой воздействия, вызывает у человека стремление самому все пережить и испытать — включиться в изображаемую действительность. А когда произведение фальшиво, неверно, претенциозно изображает жизнь и в нем чувствуется сознательное намерение художника разукрасить какую-то сторону действительности читателя эта действительность отталкивает. Я. например, не хочу жить в колхозах ко торые изображаются нашими кинофильмами. Мне не интересна эта жизнь. Я помню превосходное произведение нынешнего года — рассказ В. Тендрякова «Ухабы». Трагические события на убийственной дороге. От таких рассказов возникает ощущение, что жизнь не весела — недостатки, нехватки, даж е необходимость поехать в ближайший город сопряжена с трудностями. Рассказ с трагической концовкой — на глазах у людей погибает человек. Однако читатель — я в этом уверен,— особенно моло дой читатель, захочет поехать туда, захочет помочь преодолеть беду, которая там про исходит. Можно привести и другой пример. Недавно была переведена трилогия австра лийской писательницы Причард о золотой лихорадке, охватившей Австралию в девяно стых годах прошлого века. Безводная пустыня, где воду пьют ту, что выпадает редки ми осадками. Женщины вынуждены стричь волосы, чтобы не мыть голову... Но такая симпатия к своим героям движет автором этой книги и такая достоверность и абсолют ная правдивость чувствуется на каждой странице, что это действует на читателя непо нятным, волнующим образом,— мысленно переживаешь все эти испытания, сочувству ешь людям, которые идут по этой трудной дороге, хочешь побывать в этой пустыне К чему я речь веду? А вот к чему. Все мы, кто побывал нынешним летом на во стоке Сибири, наблюдали огромный наплыв приезжающих туда людей — это было на шим первым, самым большим впечатлением. Туда ехали всеми видами современного транспорта — поездами, пароходами, автомашинами, летели на самолетах. Образовался огромный поток, и он не прекращался. Я неоднократно слышал от местных людей что количество прибывших работников всех специальностей превышает количество людей которых выкинула туда великая беда в годы войны и эвакуации. Можно вообразить’ какой там подъем! Подавляющее большинство приезжих людей — добровольцы или за контрактованные, Очень велик процент молодежи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2