Сибирские огни, 1988, № 2
затылок кому-то, уж е не мучимый сомне ниями — брать или не брать. ...Я нес тяжелую сумку и думал; «Доста лись ли товарные арбузы женщине в серой шубе; она была в очереди последней...» Е СЛ И К АЖ ДЫ Й . Е СЛИ ВСЕ ... В обращенных ко мне письмах читатели порой слегка иронизируют в мой адрес — нашелся, дескать, еще один пророк! — и советуют традиционно: надо чаще бывать не в кабинетах, охраняемых красотками- секретаршами, а на рабочих местах, где можно и должно найти ответы на все воп росы. И еще один мотив: попробуй (мы-то пробовали!) поборись за истину, узнаешь враз, почем фунт лиха. Авторы двух наиболее характерных писем, очень схожих между собой по тону и мысли,— А. П. Гусев и В. А. Ставничев,— бьют в одну точку: очищение от скверны надобно начинать сверху, поскольку рыба гниет с головы. «Почему и откуда появи лись такие пассивные и неактивные? А ведь это жизнь их плодит, тот уклад, то толкование неписаных производственных законов, которые сложились. В ломке их необходимо начинать с лиц должностных» (В. Ставничев, слесарь-ремонтник). Анатолий Павлович Гусев с грустью рас сказывает о том, как он не однажды от стаивал общественные интересы и как при том терпел сокрушительную неудачу. «Это хорошо, что писатель старается пробудить в массах гражданскую активность. Но все не так просто». Отмечу сразу вот какое отрадное обстоя тельство: самые толковые отклики, в том числе и названные здесь, прислали рабочие. Их размышления отличаются зрелостью и глубиной. Не со всем, я лично, могу согла ситься, Например, не нравится мне стерео типный антагонизм по отношению к на чальству. Я вовсе не отрицаю того печаль ного факта, что ложь и умолчание имеют нынче широкое распространение среди хозяйственников любого ранга. Тоже в некотором роде стиль. Но откуда же он проистек? «Вышли мы все из народа», не так ли? Те, кто ходит в номенклатуре, не имеют графских титулов и княжеских тоже, не получают чинов по наследству. Ясно. Среди этой социальной прослойки есть много лю дей талантливых, смелых, с широким взгля дом на вещи. Их по праву ставят в пример, их опыт и нерядовые биографии — пред мет национальной гордости. Тоже ясно. А вот порочный стиль, присущий многим, то уж из другой песни. Хозяйство наше на сегодняшний д ен ь . многосложное и плановое, заметьте себе, связанное между звеньями миллионами ни тей. Плохо сряботано, к примеру, на юге, обязательно больно аукнется на севере или востоке огромной нашей страны, «Недопо ставили», значит, обязательно «подвели под монастырь». И пошло-поехало. Хочешь жить — умей вертеться. Вот и начинает руководитель искать скользкие и кривые тропки, пускаться во все тяжкие, ловчить и лукавить, не стесняясь в методах, и на гра ни, а часто и за гранью, дозволенного, что бы не потерять лица, выполнить программу, обеспечить вверенной ему фирме хоть види мое, бумажное, но благополучие. Так по рой честный в принципе человек превраща ется в прохиндея. Базис диктует надстройку. Делячество это и бездуховность переносят ся и на отношение к подчиненным, ибо личность, пожертвовавшая ради мимолетно го успеха живой душой, совершенно есте ственно требует такой же жертвы и от дру гого. И тому, кто в этой ситуации начина ет отстаивать правду, достается, как пра вило, горького до слез, потому как он ищет того, чего в натуре давно не существует. Один прет против течения, остальные наблюдают за ходом схватки с любопыт ством чисто спортивного порядка: кто же кого и с каким счетом? Наша мораль четко определяет границы дозволенного, определяет нормы поведения, но она пока, надо признать, часто сущест вует сама по себе, на словах, торжествен но и скучно произносимых с трибуны, а жизнь течет по своим законам, которые диктуют ей обстоятельства. Должностные преступления совершаются ведь иной раз из самых лучших побуждений. Свидетельств тому предостаточно и в периодической пе чати, да и в судебной хронике. Так что д а вайте не будем отделять нас, порядочных, от них, непорядочных, давайте думать вместе не над тем, кто больше виноват, а над тем, как избавиться (и срочно!) от скверны. XXVII съезд партии назван переломным. , Он переломный не только потому, что на метил и определил решающие планы хо зяйственного переустройства. Перелом — это не только автоматизация производства, не только электроника и лазер, не только темп, это в первую очередь перелом психо логии. Вы, наверное, заметили одну весьма существенную деталь. Журналисты спра шивали у делегатов съезда: достижимы ли рубежи, намеченные партийной Програм мой? И ответ звучал одинаково: да, если мы все возьмемся за дело, если каждый из нас засучит рукава. Видите: если каждый из нас. И никак иначе. Не стоит тешить себя благой мыслью о том, что умные и нужные решения несут с собой и безусловные перемены к лучшему. За те добрые перемены надо бороться. Всем. От начальства, само собой, многое за висит, но начальство, как правило, сидит в кабинетах, а у станков стоят рабочие, на строительные площадки каждое утро при ходят рабочие, чтобы выпускать продукцию, класть дома или монтировать цехи. Каж дому, как говорят, свое. Те же, кто произ водит материальные ценности, были и ос таются солью земли, это очевидно. Я уж е говорил о том, что товары так на зываемого широкого спроса, как правило, отрады не приносят. Вы наблюдали, наде юсь, как умные люди выбирают в магазине телевизор? Они, эти самые умные люди, держат в руках календарь и сверяются по техническому паспорту, когда вещь выпу щена. Они стараются «попасть в десятку», то есть избежать конца месяца (план горит, значит, спешка, значит, и брак!), они ста раются не брать чудо техники, выпущенное в понедельник (день тяжелый). Все стараются купить, выстояв верстовые очереди, или-урвать из-под прилавка, тиш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2