Сибирские огни, 1988, № 2
я стоял и думал, наблюдая за суматош ными усилиями этого труженика, пойду ли я с ним в разведку? Нет, конечно, не пойду. С другой-то стороны, может, и зря грешу на человека, может, он способен на под виг и самопожертвование? В литературе модно изображать таких вот, хмурых с ви ду, но, при ближайшем рассмотрении, свет лых душой героев. Бывает, наверно, и так, да не всегда. Внутренний мой приговор был суров: не с о в е т с к и й человек! Меня лично глубоко оскорбило его хамское отно шение к народному добру. Позже я специ ально поинтересовался в конторе, кому же приписана захудалая техника? Оказывается, тому самому небритому матерщиннику. Правильно, дома у него мотор — зверь, по тому что все запчасти, которые «от казны», он перетаскал себе. И списанный мотор се бе притащит, отладит его, будьте спокойны, он ведь мастеровитый. — Почему таких держите? — спросил я. Наивно спросил! — Дайте других, хороших. Этих — пого ним. И что ж е мы имеем в итоге? Тот, что сидит повыше, с печальной ус мешкой показывает вниз: «С кем я мыка юсь, план даю! Я «спасибо» заслужил. Ста раюсь, жилы из себя вытягиваю». Тот, кто ниже, показывает вверх: «Начальник наш— , полный рохля, порядок навести не может, все— у него в развале!» Правы, выходит, оба, и обоим, заметьте, ситуация выгодна, если немного пораскинуть мозгами: верх ний может всегда оправдаться, нижний же плюет в потолок и творит, что бог на душу положит: я, дескать, человек хоть и малень кий, но и незаменимый! Мы и по сей день более смелы и яростны лишь в курилках да в затишке канцеляр ских коридоров, там мы режем правду, а вот когда выпадает момент сказать правду на яру, с трибуны, принародно, тут мы за мыкаемся и, значит, держим кукиш в кар мане. Вот вам и ответ на вопрос, почему мы плохо работаем. «Сегодня пассивность и равнодушие стали национальным бедствием, угрозой существованию страны». Это слова покойного ныне писателя Федора Абрамова. Жестокие слова, но ведь и спра ведливые. Подрастрачен, подрастрясен, разбазарен по мелочам великий граждан ский дух, заложенный в нас революцией, индустриализацией и войной, наконец, Оте чественной войной. Труд — категория нравственная, очень ведь важно, кто стоит за станком, кто кла дет кирпич, кто варит металл или шьет пиджак — патриот своей страны или серый обыватель. Очень важно, и важней, пожа луй, нет ничего. Ведь сама природа социа лизма предполагает активную позицию, не примиримость к недостаткам и сознатель ность. И нечего, значит, на зеркало пенять, коли рожа крива. Плохая работа — лишь следствие соци альной пассивности, а откуда она взялась, эта пассивность, из каких ручьев собралась в море? Вопрос, непростой, и тему не рас крыть одним-двумя мимолетными штриха ми. Равнодушие к заботам государствен ного порядка родилось не сразу и не по щучьему велению. Беру частность. Беру причину, называемую обычно «в том чис ле». Так вот, в том числе благородному порыву всегда противостоял консерватив ный чиновник, карьерист и лизоблюд, он неспешно, исподволь, но и последовательно стискивает ситуацию в рамки, выгодные лично ему, он прилагает недюжинные усилия и умение для того, чтобы шило из мешка никоим образом не высовывалось, потому как само высокое положение дает ему разные блага и терять их он, естест венно, не хочет. Недаром еще на заре Со ветской власти Владимир Ильич Ленин не единожды и в самой резкой форме писал и говорил о том, что бюрократ едва ли не самый страшный наш враг. Были времена, вспоминают старики, когда нарком Серго Орджоникидзе знал чуть ли не каждого обер-мастера доменных цехов страны в лицо и помнил по имени-отчеству. Народ ное хозяйство с тех пор усложнилось и расширилось разительно, управленческий аппарат, само собой, стал многоступенча тым и в большинстве своем непомерно гро моздким, он клонит нас к земле, как вериги на тощей шее грешника. Сколько острых перьев сломано, сколько публицистических страстей гремело и гремит, сколько сил по ложено на борьбу с заклятым бюрократом, а он жив и здравствует поныне. Он сколь зок, как налим, его не так-то просто ухва тить, ведь он всегда прикрывается высшими интересами, даже тогда, когда гасит ини циативу или препятствует новому. Почему же он неистребим? Да потому, что мы с вами отступаем. Вот вы заметьте себе: когда в нашей пе чати излагалась история о том, как востор жествовал здравый смысл, как прогрес сивный деятель, будь то рабочий или гене ральный директор, добился реализации сво их новаторских замыслов, так обязательно при том пробивалась мысль, выраженная явно или подспудно — дескать, так в об щем-то и должно быть: новое, согласно диалектике, рождается в мучительной и постоянной борьбе со старым. Правильно, существует в марксистской философии та кое положение, но не надо механически пе реносить его на все сферы жизни. Вот как раз при социализме-то, как я разумею, такой борьбы должно быть меньше, чем при всякой другой формации, поскольку власть, законодательную и исполнительную, творят массы, поэтому ретроград или бол ван, по идее, обречен на скорое и безуслов ное поражение. Если иметь в виду, что у нас каждый гражданин имеет голос, то мы обязаны — на это уповал и Владимир Иль ич Ленин — иметь, кроме прочих естествен ных преимуществ перед другими, и самую высокую в мире производительность труда. Вот так. Но мы ее не имеем, поскольку многие наблюдают за ходом событий с га лерки, сидя на верхотуре и в приятном от далении от страстей и забот всенародных. В те времена, когда я был молодым и начинающим журналистом, существовало еще одно «философское» положение. Кто постарше, из тех, кого клевал жареный петух, предупреждали: «Ты поаккуратней критикуй, газету-то и капиталисты читают. Что они о нас там подумают? Тут уж не развернешься, чуть чего, сразу тебя и осекали; «На них, мол, работаешь! — и по казывали пальцем куда-то за спину.— На их мельницу воду льешь!» Сами понимаете.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2