Сибирские огни, 1988, № 2
за что брала комиссионные, О’кэй! Впору бы и посмеяться. Однако, по здравому раз мышлению, нельзя не отметить, что есть в поступке детей рациональное начало: они учатся зарабатывать, и не в порядке са- модея+ельностк учатся, а целенаправлен но. Зачем, казалось бы, финансовому воро тиле, акуле бизнеса, у которого денег черт на печку не забросит, внушать своим д е тям понятие. о том, что труд — любой, престижный и непрестижный, — основа ос нов? Он печется о том, чтобы наследник его, познав цену копейке, научился беречь ее и приумножать. Мы много читали и читаем о том, как разлагалось хлебосольное и легкомыслен ное российское дворянство. Однако не берем во внимание то обстоятельство, что худо жественная литература девятнадцатого ве ка, наши классики, отражала боль време ни, боль и горячую неприязнь к некоторым тревожным тенденциям в обществе, одна ко, само собой разумелось, что не все дво рянство погрязло в неге и разврате. В при вилегированных слоях выработалась чет кая система воспитания, строгого и все стороннего. Не случайно столько дельных, талантливых, культурных и патриотически настроенных людей дало дворянство! Эти люди принесли России знания, одарили ее громкими победами и мировой славой. Од но другому, значит, не помешало. Имею в виду опять же благополучие. Материаль ное. Нам никто не оставлял и не оставит в наследство миллионы, у нас нет родовых поместий и бабушкиных капиталов в ко ваных сундуках, за малым исключением, кормимся мы своими руками и своей го ловой, и тем более непонятно, откуда взя лась в нас этакая широта и снобизм? Ро дители устраивают пышные свадьбы, соби рая за столы сотни гостей, влезают ради этого разгула в долги и годами потом их выплачивают, соревнуются в том, кто бо гаче вырядит свою дочь или сына, пуска ются во все тяжкие, чтобы устроить свое нерадивое чадо в институт, втолкнуть его насильно туда, хотя чадо — при ближай шем рассмотрении — к наукам и усердию не способно. Зачем, спрашивается, толка ют? Говорят, теперь престижно, говорят, без диплома нынче никуда. Семья, и только она, создает тот миро воззренческий стереотип, который часто просто не под силу выправить школе, ком сомолу и . другим организациям, связанным так или иначе с подрастающим поколени ем. Ведь именно домашняя философия за последние десятилетия изобрела присловья, вошедшие в наш обиход, к сожалению, прочно и, кажется, надолго: «это нам до лампочки, до фени», «от работы кони дох нут», «работа не медведь, в лес не убе жит», «блат выше наркоматов» и так да лее. И автор этих афоризмов — воинству ющий обыватель, ловкий и злой, спекулянт и жулик, преуспевающий за счет нашего разгильдяйства и благодушия. И лишь в том случае, когда острые перья публици стики, веское и бескомпромиссное слово общественности и, значит, каждого из нас, у кого есть совесть, будет направлено про тив этой зловещей фигуры, мы многое вы играем, мы отстоим свою молодежь, мы обязаны, это сделать во что бы то ни ста ло! Честно пытаюсь определить, вспоминая собственное детство, лучше мы были или хуж е теперешних подростков? Не лучше и не хуже, по-моему. Кое за что приходит ся краснеть спустя годы, кое-что навевает легкую грусть, когда сознаешь с полной и безусловной очевидностью: это уж е не пов торится. Ушло, укатилось за горизонты. Невозвратно. Всякое бывало. Мы ведь тоже были детьми своего времени, военного, неприют ного. Кроме голода и холода, наше отро чество отмечено безотцовщиной. Однако, как ни стараюсь, не могу вспомнить, что бы я или мои товарищи били фонари, ло мали скамейки или, скажем, издевались над лошадью. Чего уж нет, того нет. Спра шиваю себя, почему ж е так, почему же нет? Ну, потому, наверное, что, во-первых, рано начали работать, по необходимости — чтобы выжить. Уже в первом классе во зил на санках из тайги по глубокому и неизъезженному снегу дрова — их пожира ла с неистребимым аппетитом печка-гол ландка в нашем классе, потом наступила длинная, как век, картофельная страда, она не кончилась и после войны. Мы ез дили на поезде и ходили пешком на кол хозные поля — сажали, окучивали, копали, грузили. Потом ведь была и своя картош ка, и без нее семье не сдюжить. Итак, работа. А во-вторых? Во-вторых (и сверстники мои, особо из тех, кто рос в деревне или на селе, не д а дут слукавить), социальный климат был другой. Тогда каждый взрослый считал своей непременной обязанностью пресечь своеволие или хулиганство на корню. Возьмешь, бывало, папироску, закуришь и тут же схлопочешь по зубам от первого же попавшегося навстречу мужика или тетки. Стрельнул из рогатки, тотчас ж е воспослед- ствует кара здесь же, на улице, а потом и дома. Когда на тебя смотрят десятки глаз, смотрят с тревогой и заинтересованно, ни куда свои грехи не спрятать. Память подсказала мне вот такой слу чай. Это было после войны сразу, учился я тогда в шестом классе, кажется. Наша буйная пацанячья фантазия изобрела спо соб проверки на храбрость и выдержку: мы пересекали дорогу автомобилю, идущему на полном газу. Кто ближе других к бам перу проскочит, тот и первый, самый, зна чит, удалой... Я бежал последним и даж е вроде щекой, лицом, поймал удушливое тепло мотора, «полуторка» затормозила так резко, что задок ее занесло, на асфаль те отпечатался вихлястый черный след, и запахло паленой резиной. Я триумфально поднял руки, как и положено победителю, но торжество мое было коротким; из ка бины выскочил шофер, пожилой, в солдат ской гимнастерке и пилотке со следом от звездочки, схватил меня за плечо цепко, крутанул к себе и стал драть мне ухо. Бы ло больно, конечно, но я в тот момент успел и удивиться: в глазах того дядьки стояли слезы. Теперь-то я понимаю: он ж а лел меня, жалел себя и был счастлив, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2