Сибирские огни, 1988, № 2

бят дачи, садовые товарищества, взламы­ вают прорабские будки на строительных площадках. И не столько берут, сколько разрушают, кощунствуют и жгут. Тяжело об этом слушать и читать. Однако, доро­ гие товарищи, сознательно или нет, но в сигналах такого рода и рассуждениях о нынешней молодежи меня лично настора­ живает один мотив. В речах устных и ж а ­ лобах письменных мы, взрослые, как бы отделяем себя от них, молодых и неудоб­ ных; дескать, мы-то учим их только доб­ ру, лелеем и холим их, взамен ж е имеем черную неблагодарность. И причин для упомянутой черной неблагодарности, яв­ ных причин, вроде бы и не существует. И скорее всего, это просто не до конца по­ нятое нами веяние времени и влияние тле­ творного Запада, проникающее к нам в форме истеричной музыки, ковбойских фильмов, пресловутых джинсов с разнооб­ разнейшими клеймами и бляшками на том месте, где спина теряет благородное назва­ ние. Есть и такое, что греха таить. И все- таки отделять себя от них, отделять роди­ телей от детей, внуков от дедов — значит поступать, мягко говоря, нечестно, значит отгораживаться от истины: дети ведь — на­ ше продолжение со всеми вытекающими отсюда выводами. И в том, что они се­ годня не совсем такие, какими мы хотим их видеть, наша вина. Куда смотрит школа? Куда смотрит ми­ лиция? Пусть они думают и действуют, это их долг и обязанность! Правильно, и долг, и обязанность. Ну а родители? Куда они смотрят? Почему они часто без смущения и колебаний перекладывают свою ношу на чужие плечи? Притом многие не сомнева­ ются в своей абсолютной правоте, рас­ суждая: наше дело обуть, одеть, накор­ мить, об остальном пусть другие пекутся, потому что им по долгу службы положено печься. К чему же приводит столь упро­ щенное, я бы сказал фарисейское, понятие о собственном долге? А к тому, что во многих семьях нет никакой культуры вос­ питания, там — беспечный самотек и пора­ зительное легкомыслие, там обильно кор­ мят, шикарно одевают с полной уверенно­ стью в том, что обеспечивают отпрыскам своим счастливое детство и безоблачное будущее. Эта разлагающая и бездумная доброта приводит, как правило, к печаль­ ному финалу. И начинаются вопросы, за ­ поздалые, само собой: откуда, почему, как? И круг замыкается. Запомнилась мне одна телепередача из цикла «В мире животных». Речь шла о ка­ кой-то морской птице с не совсем типич­ ным поведением. Пара прилетает на каме­ нистый берег океана, выводит птенцов и кормит их с невиданным усердием. У птен­ цов — уставленный в небо желтоватый зев, похожий на воронку, он всегда раскрыт и готов принять пищу в любом количестве. Взрослые птицы, самец и самка, проделы­ вают поистине изнуряющую работу по д о­ быванию пищи, вид у них изможденный: выводок орет, требуя свое, клювы-то рас­ крыты и почти круглые сутки. Вот птенцы уже похожи на пушистые бочонки, им. уже тесно в гнезде. И что же дальше? Природа мудра, рациональна и, если хотите, жесто­ ка: в один распрекрасный день взрослые птицы по признакам, известным лишь им, определяют: все! Долг выполнен, и можно покидать неприютный берег. И они его покидают. А молодь? Она за счет накоп­ ленной аккумулированной энергии должна (так ей предписано от роду) встать на крыло самостоятельно, освоить все пре­ мудрости птичьего бытия и продолжения рода. Нам некуда улетать из коммунальных квартир, а клювы раскрыты... Я знаю многие семьи — да и вы их знаете! — где дети вполне естественно до тридцати лет и выше числятся в птенцах. Неизбежно и естественно появляются внуки, которые, вроде бы по безусловному праву, спихива­ ются старикам. Я знаю — да и вы их зна­ ете! — седых мужей, так и не ставших взрослыми. Эти великовозрастные и седые имеют психологию подростков: на них нельзя ни в чем положиться, они безответ­ ственны и безвольны, лишены всяких по­ нятий о чести и долге, ради сиюминутной выгоды способны на подлость и предатель­ ство. Откуда ж е проистекает эта наша всеоб­ щая и разлагающая души доброта? Революция, двадцатые годы, тридцатые годы, Великая Отечественная война, вос­ становление народного хозяйства, наконец. Всегда было неимоверно трудно, всегда было бедно да голодно, любая веха в би­ ографии первого в мире социалистического государства связывалась напрямую с ли­ шениями и сверхусилиями. Так вот. Рево­ люционное поколение и поколения, идущие вслед за ним, считали естественным тер­ петь и переносить невзгоды ради великих и нетленных целей. Эти испытания были пе­ ренесены и с честью, и со славою. А вот испытание на относительное благополучие, как выясняется, выдержали не все, и об­ щество несет ощутимые моральные потери, потому что потребительство берет верх над духовным началом, над благородными ус­ тремлениями, вещизм вдруг возобладал во Многих из нас, взял верх над граждан­ ским началом, над социалистическим со­ знанием. Родители стали рассуждать примерно так; уж если нам выпало горького сверх меры, то пусть детей наших никакая чер­ ная туча не коснется даж е краем своим. Что ж, стремление понятное, но нельзя за ­ бывать, что потребляющий и ничего не от­ дающий взамен сызмальства неизбежно становится элементом паразитическим. Это аксиома, не требующая доказательств. Если манна валится с неба, если ее всегда много, так за что же ее уважать? Если не страдал сам, то и не выкатится слеза при виде искалеченного животного. А живот­ ное страдает, как человек, по его жилам течет теплая и красная кровь, оно, поверь­ те, умеет радоваться солнцу и ясному ут­ ру, оно умеет думать. Та же собака несет в себе одно, и неизбежное, святое качест­ во: она, в отличие от нас, не способна на измену. Она любит однажды и навсегда. Идем дальше. Прочитал я как-то в журнале заметку под рубрикой «Их нравы»; американский мальчик Джон, отпрыск миллионера, под­ рядился чистить обувь обитателям феше­ небельного квартала, а девочка Мэри по- ставля.ча Упомянутому Джону клиентуру,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2