Сибирские огни, 1988, № 2
Геннадий ЕМЕЛЬЯНОВ ЕСЛИ КАЖДЫЙ, ЕСЛИ ВСЕ... Публиьцистические размыиьления ОТЦЫ И ДЕТИ Р едакция городской газеты отобрала из почты, поступающей в ее адрес, два самых, может быть, злободнев ных письма и попросила меня завязать с читателем заинтересованный разговор. О чем эти письма? Я бы объединил их темой — «наши дети». Еще правильней, по жалуй, она будет звучать так: «мы и на ши дети». А. И. Балашова пишет о случаях бес смысленной и необъяснимой, с точки зре ния пожившего и повидавшего на своем веку человека, жестокости подростков. Ци тирую: «К празднику Победы на проспект Грдины завезли скамейки, расставили, где положено. С первого же вечера, как обыч но, налетели молодые, в основном школь ники, скамейки стащили по три-четыре штуки, расселись — и пошло: песни во всю глотку, свист пронзительный на всю катушку, не считаясь с жителями, кото рые уже спят. Со второй ночи скамейки за трещали, утром, переломанные, они уже лежали вверх ногами». Короче, вскоре торжествовал хаос: му сорные урны были опрокинуты, красота и порядок нарушены и, в итоге, был нанесен ущерб всем нам — моральный, материаль ный и какой хотите. Нас унизили и оскор били, наконец, неизвестно зачем и неиз вестно за что. Варварство это системати чески повторяется с телефонами-авто.мата- ми, с уличными светильниками и вообще с местами так называемого общего поль зования. Придут в дом маляры из жилищ ной конторы, подновят подъезды, а утром на свежей краске уже пестрят четкие сле ды рифленой и новомодной обуви наших дорогих детей, которые в пятнадцать лет носят ботинки и сапоги зрелого размера — от сорок второго и до сорок пятого вклю чительно. Насчет краски и сапог это я от себя добавил — в довесок так сказать. Пер вое, что пришло в голову и что вершится на наших глазах почитай ежедневно. А. И. Балашова задает резонный вопрос: «Почему родители этих громил .рлят , себе спокойно и не задумываются над тем, где их малолетние сыночки блукают до двух трех часов ночи?» Не удержусь и приведу еще один абзац из письма: «Из памяти не уходит 1941— 1942 годы, они были особенно тяжелыми, когда наши близкие умирали, отстаивая каждый клочок земли. Не хватало боепри пасов, мы выпускали снарядные гильзы для фронта, работали по 12 часов без выход ных и отпусков. Наши четырнадцатилетние- пятнадцатилетние мальчишки, бледные, — недоедали, недосыпали. На их плечи сва лилась тяжелая ноша. Зато как гордились они тем, что заменили отцов, ушедших на фронт. Они и после войны выбрали правильную дорогу». А. И. Балашова подводит нас к привыч ной уж е мысли о том, что еще совсем вро де недавно — до этого прошлого подать рукой — молодежь была другая, той мо лодежи просто некогда было, кроме всего прочего, ломать скамейки и бить фонари, она была глубоко озабочена судьбой Оте чества. Конечно, война есть война, но все- таки... Бедь та молодежь и после истори ческого испытания несла свой груз про светленно и с достоинством. Б основе сво ей, конечно, в большинстве своем. Несколько слов о втором письме. На конверте стояла лишь подпись, не совсем разборчивая, поэтому, к сожалению, не могу назвать даж е фамилию автора. Э т о— женщина, судя по всему, пожилая, расска зывает с чувством горечи о том, как под ростки бросили бездомную собаку в топку кочегарки, как жгли на костре котенка. «Просьба ко всем взрослым: научите детей любить животных, не кидаться на них, а то ведь получается, что не животные кида ются, а люди на них». Итак, два письма, разных по содержанию, но одинаковых по сути — о жестокости, о бездуховности некоторой части молодежи, о полном отсутствии у подростков чувст ва причастности к заботам общенародным. И не о рецидивах идет речь — о некоей системе, типичности, что ли. Школьники и ребята из профессиональных училищ гра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2