Сибирские огни, 1988, № 2

в настоящее время — командир подразделения связи Н-ской части Сибирского во­ енного округа. Андрей Алексеевич Цивелев родился в 1964 году в Новосибирске. После учебы в школе № 47 окончил ГПТУ № 7 по специальности оператор гидрометеослужбы. Сейчас работает электромонтажником в МЖК на строительстве Волочаевского жилмассива. Заочно учится в Новосибирском электротехническом институте. Будущая специальность — инженер-конструктор. Служба в Советской Армии — 1983— 1985 гг. Награжден медалью «За отвагу». Валерий Анатольевич Масалов — курсант Новосибирского высшего военно-полити­ ческого училища имени 60-летия Октября. Родился в 1966 году в Ростовской области. Служба в составе ограниченного кон­ тингента Советских Вооруженных Сил в Афганистане — 1985— 1987 гг. Награжден медалью «За отваГу». П Е Р Е Д р е в о л ю ц и е й В О ТВЕТЕ Валерий Астахов «...Сегодня земной шар настолько уменьшился в размерах: от трансконти­ нентальных ракет, от огромных запасов оружия и истощающихся природных недр, что, защищая народную, справедливую власть в Афганистане, мы понимали — защищаем себя. Ведь если бы не мы, пришли бы другие, которые не только бы душили афганский народ, но и угрожали нам оттуда... Представьте, у них на календаре четыр­ надцатый век! 1366 год, по мусульман­ скому летосчислению! Жить в такой отсталости и нищете, в какой жили простые афганцы до Апрельской револю­ ции, нельзя и невозможно. Им надо непре­ менно двигаться вперед. А народ — открытый добру, гостепри­ имный. Но сколько мудрого, справедливо­ го и рядом — нелепого и унижающего человеческое достоинство намешано в их обычаях и традициях! Сама же многоук- ладность и расслоенность производит тя­ желое впечатление В некоторых кишлаках люди до такой степени темные и забитые, что больно на них смотреть: думаешь, милые, да где же вы живете? Неужели и вправду в своем исламском четырнадца­ том веке?!» Анатолий Кныш «...Даже за полтора года, что я там был, разительно изменилась у них жизнь. Еще в 1981-м, помню, поля в пригородах были изрезаны частными наделами, и пахал всякий свою полоску на буйволах. Вскоре появился в этой местности сельско­ хозяйственный кооператив. Трактора, ком­ байны нашего советского производства, да много — целый парк... Или такая деталь: в первое время мои сослуживцы нередко дарили местным жи­ телям, особенно детям, шапки свои, буш­ латы, другую одежду: откровенная нище­ та, дрожа от холода, глядела на нас голодными глазами. Года через полтора, общаясь с афганцами, мы уже раздава­ ли какие-то вещицы, вроде сувениров, просто на память, словом, не предметы первой необходимости. Появилась в ок­ рестности школа, забегали пионеры в красных галстуках с разноцветной окан­ товкой. Был у меня в городе знакомый — шустрый такой мальчишка лет двенадца­ ти: все с ним о жизни беседовали, учили друг друга языку. Спрашиваю его: — А ты почему по-прежнему вольная птица? Почему не в школе? — Пусть девчонки ходят. А мне ни к чему. Я буду деньги делать. Покупать, перепродавать — потом лавку куплю. Стану настоящим хозяином. Мы с ребятами смеялись: «Вот и веди с таким «политпросветработу...» Крепко еще держат обычаи свою власть над людьми. Но, с другой сторо­ ны, ощущается, как прогнило все это средневековье. Встретишь женщину на улице, та сразу закрывается паранджой, да еще сверху какую-то одеж ду набросит, встанет на колени и отвернется к дувалу. Только однажды, помню, пили мы с ре­ бятами у колонки воду, и прошли мимо женщины с открытыми лицами, заинтере­ сованно что-то обсуждая. Появились сре­ ди афганок первые учительницы и мед­ сестры. Может быть, это были они? И, конечно, совсем иначе, чем их матери и старшие сестры — к старому возврата нет, — будут жить, я думаю, те девочки, что бегают сегодня в пионерских галсту­ ках в школу...» Андрей Цивелев «...Селения нищие: глинобитные дома без окон, печка, тарелки глиняные, сидят на полу, едят прямо руками... И подходит такая кроха — бача — ребенок трех-четырех лет к машине совсем без боязни. Ручонку тянет: «Бакшиш — подарок — дай!» Ну, наши ребята совер­ шенно растают: консервы, сахар — что при себе есть, отдают. ...Сейчас приходится иногда выступать в школах: рассказываю о подростках, ко­ торых душманы насильно забирают в банды, делают профессиональными убий­ цами. У них существует последовательный метод ожесточения человека. Сначала заставляют терзать трупы, потом доби­ вать раненых и так далее. У этих ребят и душа, и молодость, и жизнь загублены! А скольких юношей и девушек убили са­ ми душманы! — Так свирепо цепляются угнетатели народа за прежние порядки, так ненавидят революцию...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2