Сибирские огни, 1988, № 2
эвакуируемыми русскими семьями. Гарин беседует с офицером, крторый, .цз читинско го госпиталя возвращается в Ляоян, встречает унтер-офицера с раздробленной кистью руки, матроса с крейсера «Паллада», контуженного и отравленного пороховыми газами На «корреспондентский» вопрос: «Ну, что ж, плохо теперь наше дел о?»— матрос отвечает: «Ничего не плохо: так что, надеюсь, не выдадут наши... отдышусь вот». К тому времени, как Гарин приехал в Маньчжурию, японцы заняли почти всю Корею, кроме самой северной части у границы с Россией, перерезали Квантунский полуостров вместе с железной дорогой, отрезав сражающийся Порт-Артур от главных русских сил, и форсировали реку Ялуцзян на границе Кореи с Маньчжурией. Гарин обосновался в Ляояне, где был штаб командующего Маньчжурской армией генерал-адъютанта Куропаткина. Московские газеты приходили сюда на двадцать пер вый день. В своей 21-й корреспонденции, которые он отправлял в «Новости дня» еще с Сибирской дороги, Гарин пишет не без иронии: «Сегодня я прочел в вашей газете начало своего дневника. Я с грустью заметил в нем пропуски и догадываюсь о при чине: очевидно, мое неразборчивое письмо... Очень жалею, что не взял с собою ма шинку в таком случае». Японские войска медленно продвигались к Ляояну. Куропаткин вел войну нере шительно, не использовал высокий боевой дух армии. Офицеры прозвали его «Перд- ришкиным» («куропатка» по-французски — «пердри»), а солдаты возмущались, почему им приказывают отступать, когда они не дрогнули перед противником. Инженерных работ не предвиделось - в силе был вариант на отступление. Ми- хаиловскии проверил один-два моста, участки полотна и отметил вообще высокий тех нический уровень КВЖД. ь^ысикии тех Чтобы ускорить пополнение и снабжение армии не только по Забайкальской и Маньчжурской линиям, но и со стороны Владивостока, возникли планы подвесной дороги на севере Кореи. В одном из примечаний к сочинениям Н. Г. Гарина-Михайловского говорится что разрабатывался проект дороги до Сеула. Но это совершенно исключено, потому что с самого начала воины Сеул находился в руках японцев. А вот в знакомой Михайлов скому местности, поблизости от Посьета, через реку Туманган, исследованную им та кую дорогу соорудить было целесообразно. Он, конечно, загорелся новой для него технической задачей. «Вот уж е десять дней разговоры, сметы, доклады о воздушной дороге — пишет он жене 8 и ю н я ,- Решено строить 40 верст и послана телеграмма в Петербург Если нас утвердят, то на днях я выезжаю в Россию». Михайловскому не было нужды отправляться в Корею, чтобы составить проект- шесть лет назад он сам уточнял карту этой местности, наносил на нее истоки трех рек у Пектусана. Вскоре он разработал и послал по назначению два документа- «Ра порт начальнику военных сообщений» и «Проект технических условий». Подвесная канатная дорога была, в некотором роде, идеалом дороги в соответ ствии с инженерными принципами Михайловского: кратчайшие расстояния и минимум земляных работ. Ведь она не зависела от рельефа местности, не нуждалась в мостах и эстакадах, длина ее практически была неограниченной, ибо кольцевую дорогу об разуют последовательно соединенные секции в 5 - 1 0 верст, по ней можно перемещать до ООО тонн в час при подъемах до 40 градусов. Рапорт и проект попали в шестерни бюрократической машины, которая, несмотря на воину, нисколько не стала поворотливей, она даж е не шелохнулась, вобрав а себя эти бумаги, ^ 7 июля умер за границей А. П. Чехов. Как только весть об этом дошла до Ляоя- на, Гарин опубликовал в газете «Вестник Маньчжурской армии» свою статью свой последний поклон — «Памяти Чехова»: «Если бы у него были средства, он жил бы долго и успел передать бы людям те сокровища, которые унес теперь с собой в могилу. Сенкевичу его общество поднесло имение, обставило его старость. Нашему гению мы ничего не дали». В августе завязался бой под Ляояном. Русские отразили все атаки, да еще их воодушевило сообщение, что и портартурцы отбили очередной штурм. Но, к негодова нию солдат, Куропаткин приказал начать эвакуацию Ляояна. Штаб перебрался в Мукден, а вместе с ним и Гарин. . т и-л . : ■. , ы , ; . С . в . : , Д Я Э 140 П-;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2