Сибирские огни, 1988, № 2
— Поеду за границу, а потом к вам. Непременно приеду. Горйсйй, Елпа^йёвский, Чириков, Скиталец — только говорят, что приедут, а я приеду. И он с задорным упрямством детей, которым старшие не позволят, твердил: — Непременно приеду, приеду». Не впервые неодоленная государственная неустроенность, умеряла, а то и разру шала инженерные порывы Гарина-Михайловского, так было с сетью узкоколеек в По волжье, так и с электрической дорогой в Крыму.. 13 Трудно сказать, с каким конкретным заданием отправился Н. Г. Гарин-Михайлов ский на войну. Он всегда искал дела покрупнее, жил в нем авантюрный дух изыска теля, пролагателя путей, бродяги. В своих «Дневниках во время войны» он глухо говорит о предстоящей постройке «какой-то» стратегической линии в тылу армии, об укреплении полотна существующей дороги, о двух вариантах планов командования: на случай нашего наступления и на случай отступления. Ясно одно, что инженер Михайловский был откомандирован из МПС в распоряжение командования Маньчжурской армии. Кроме того, он принял на себя обязанности военного корреспондента московской газеты «Новости дня». Перед отъездом на войну он как бы совершает ритуал прощания. 24 апреля, уви девшись с Горьким, который в это время был в Петербурге, расставшись с Верой Александровной и дочерьми, он выехал в Москву. Пробыл там два дня и отправился в Нижний Новгород, где навестил жену Горького Екатерину Павловну Пешкову, по дарил ей только что вышедшие «Корейские сказки». В Нижнем он сел на пароход «Некрасов» с таким расчетом, чтобы приплыть в Самару точно к сибирскому поезду, идущему из Москвы. «С Волгой очень много связано у меня в жизни,— записал он в «Дневнике»,— и для меня было бы очень тяжело не повидать ее еще раз, еще раз не пожить ее жизнью». О цели этих кратких поездок, кроме тоски по Волге, можно судить, лишь сопостав ляя их с сопутствующими и последующими событиями. Ведь не очень убедительно бы ло бы предположить, что в Нижний приезжал Гарин исключительно для того, чтобы вручить Пешковой «Корейские сказки». За месяц до этого Горький писал из Петербурга Екатерине Павловне: «Сообщи В. А., что какой-то Заломов просит меня известить его, что он — Зал — благополучно уехал за границу». Речь шла не о «каком-то» случайном знакомце, а о том Петре Заломове, который через два года станет прообразом Павла Власова в повести «Мать». Заломову был организован побег из ссылки, о чем иносказательно, как о «загранице», Горький и про сил сообщить В. А. Десницкому, члену большевистского комитета РСДРП в Нижнем Новгороде. В этом же письме Горький сообщает, что у «нас», то есть в издательстве «Зна ние», с которым большевики имели договор, выйдут две книги Гарина; «Корейские сказки» и «По Маньчжурии». Достоверно известно и то, что Гарин встречался с З а ломовым. Эта сторона жизни Н, Г. Гарина-Михайловского исследована очень слабо, и я пы таюсь соединить в нечто целое лишь крупицы разрозненных фактов. В Самаре Николай Георгиевич послал письмо Надежде Валериевне с объяснением необходимости ехать на Дальний Восток, потому что после продажи имений и кон сервации Крымской дороги он остался без средств. «Будем работать и смоем все невзгоды. Пусть какие угодно бури, но служба, перо в моих руках, и я много еще дам людям». Сибирский поезд ходил теперь по всей магигстрали, только кругобайкальская д о рога еще не была завершена и огромный ледокол «Байкал» перевозил поезда от стан ции Байкал до станции Танхой, поднимая враз 27 вагонов. Гарин едет по Забайкалью и заносит в «Дневник» великолепные слова; «Какие необозримые пространства заготовлены страной для будущих поколений!» На станции Маньчжурия казарменное здание, разделенное на две половины, со ставляло сразу две станции: одна Забайкальской железной дороги, другая — Мань чжурской. Здесь уже ощущалась война. Здание было забито женщинами и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2