Сибирские огни, 1988, № 2

— Поеду за границу, а потом к вам. Непременно приеду. Горйсйй, Елпа^йёвский, Чириков, Скиталец — только говорят, что приедут, а я приеду. И он с задорным упрямством детей, которым старшие не позволят, твердил: — Непременно приеду, приеду». Не впервые неодоленная государственная неустроенность, умеряла, а то и разру­ шала инженерные порывы Гарина-Михайловского, так было с сетью узкоколеек в По­ волжье, так и с электрической дорогой в Крыму.. 13 Трудно сказать, с каким конкретным заданием отправился Н. Г. Гарин-Михайлов­ ский на войну. Он всегда искал дела покрупнее, жил в нем авантюрный дух изыска­ теля, пролагателя путей, бродяги. В своих «Дневниках во время войны» он глухо говорит о предстоящей постройке «какой-то» стратегической линии в тылу армии, об укреплении полотна существующей дороги, о двух вариантах планов командования: на случай нашего наступления и на случай отступления. Ясно одно, что инженер Михайловский был откомандирован из МПС в распоряжение командования Маньчжурской армии. Кроме того, он принял на себя обязанности военного корреспондента московской газеты «Новости дня». Перед отъездом на войну он как бы совершает ритуал прощания. 24 апреля, уви­ девшись с Горьким, который в это время был в Петербурге, расставшись с Верой Александровной и дочерьми, он выехал в Москву. Пробыл там два дня и отправился в Нижний Новгород, где навестил жену Горького Екатерину Павловну Пешкову, по­ дарил ей только что вышедшие «Корейские сказки». В Нижнем он сел на пароход «Некрасов» с таким расчетом, чтобы приплыть в Самару точно к сибирскому поезду, идущему из Москвы. «С Волгой очень много связано у меня в жизни,— записал он в «Дневнике»,— и для меня было бы очень тяжело не повидать ее еще раз, еще раз не пожить ее жизнью». О цели этих кратких поездок, кроме тоски по Волге, можно судить, лишь сопостав­ ляя их с сопутствующими и последующими событиями. Ведь не очень убедительно бы­ ло бы предположить, что в Нижний приезжал Гарин исключительно для того, чтобы вручить Пешковой «Корейские сказки». За месяц до этого Горький писал из Петербурга Екатерине Павловне: «Сообщи В. А., что какой-то Заломов просит меня известить его, что он — Зал — благополучно уехал за границу». Речь шла не о «каком-то» случайном знакомце, а о том Петре Заломове, который через два года станет прообразом Павла Власова в повести «Мать». Заломову был организован побег из ссылки, о чем иносказательно, как о «загранице», Горький и про­ сил сообщить В. А. Десницкому, члену большевистского комитета РСДРП в Нижнем Новгороде. В этом же письме Горький сообщает, что у «нас», то есть в издательстве «Зна­ ние», с которым большевики имели договор, выйдут две книги Гарина; «Корейские сказки» и «По Маньчжурии». Достоверно известно и то, что Гарин встречался с З а ­ ломовым. Эта сторона жизни Н, Г. Гарина-Михайловского исследована очень слабо, и я пы­ таюсь соединить в нечто целое лишь крупицы разрозненных фактов. В Самаре Николай Георгиевич послал письмо Надежде Валериевне с объяснением необходимости ехать на Дальний Восток, потому что после продажи имений и кон­ сервации Крымской дороги он остался без средств. «Будем работать и смоем все невзгоды. Пусть какие угодно бури, но служба, перо в моих руках, и я много еще дам людям». Сибирский поезд ходил теперь по всей магигстрали, только кругобайкальская д о ­ рога еще не была завершена и огромный ледокол «Байкал» перевозил поезда от стан­ ции Байкал до станции Танхой, поднимая враз 27 вагонов. Гарин едет по Забайкалью и заносит в «Дневник» великолепные слова; «Какие необозримые пространства заготовлены страной для будущих поколений!» На станции Маньчжурия казарменное здание, разделенное на две половины, со­ ставляло сразу две станции: одна Забайкальской железной дороги, другая — Мань­ чжурской. Здесь уже ощущалась война. Здание было забито женщинами и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2