Сибирские огни, 1988, № 2
имели по пятнадцать пар лошадей, а другие лишь по пять, и на них-то целые семьи, с детьми, застревали по неделям, приходили в отчаянье. Присланный из Читы чиновник жаловался: — Девять суток не сплю, перестаю понимать. «Слушаешь и думаешь,— записывает Гарин,— зачем прислали сюда этого муче ника, когда надо было прислать тех недостающих десять пар... не решение ж е и это вопроса, вместо лошадей чиновников посылать». Возле Сретенска прокладывался очередной участок Забайкальской железной до роги, уж е возведено было здание станции. А от Сретенска до Хабаровска единствен ный путь пока лежал по рекам Шилке и Амуру. Гарин и Корф посетили сретенский цементный завод, где работали одни лишь ки тайцы,— в удушливой пыли от глины, размолотого камня и угля. Владелец завода подбадривал их резким, коротким: «Хэ1» «И это «хэ»,— пишет Гарин,— как эхо бича из «Хижины дяди Тома», тяжело ре жет ухо». Отдав должное энергии владельца, который в трудных условиях за год поставил завод он замечает, что и прекрасный дом хозяина с электрическим освещением, и сама жизнь в этом доме — все это так, между прочим, а главное там, в пыли и вони, где затрачен миллион, и всё к нему приспособлено, и жизни, собственно, нет. Он проехал по землям Забайкальского казачьего войска, где все жители, начиная с маленьких мальчиков, носят шапки с желтым околышем и штаны с желтыми лам пасами, а одеж да женщин даж е щеголевата — корсеты, дорогие ботинки, шляпы. Но нравы дики и грубы, пьянство и кулачные бои, грамотных мало, и грамота никому не нужна, «В свое время казачество здесь сослужило большую службу. Вез них, конечно, нельзя было бы России удержать в своих руках весь этот край. Но наступают другие времена, и... казаки являют уж е в теперешнем виде серьезные тормозы дальнейшей культуре края». Казаки, в частности, всячески препятствовали переселенцам, загоняя их на такие земли, откуда оставалось только бежать. И обратный отток переселенцев был значи телен, и заселение края тормозилось. Зрелая государственная мысль Н. Г. Гарина-Михайловского мощно окрашивает картины действительности, выходит на глубокие обобщения. В Хабаровске он оста навливается перед памятником графу Н. Н. Муравьеву-Амурскому, который в середи не века руководил освоением этого края: «Фигура эта с протянутой рукой всматривается в сизую даль той стороны, где граница Китая. И, несмотря на эту твердую решимость, хорошо переданную худож ником, чувствуется... чувствуется то, что должно чувствоваться в таких случаях, когда смотришь вперед и хочешь увидеть все до конца: чисто физический предел, дальше ко торого конструкция глаза не позволяет ничего больше видеть. Это не намек на что бы то ни было — это ощущение художника. Как ни решительна фигура, но необъятная даль захватывает сильнее, и фигура пасует перед ней. А если мы начнем говорить о понятной аллегории, оставим физику и перенесемся в мир духовный, мир будущих перспектив и последствий содеянного, то там даль еще необъятнее». От Хабаровска до Владивостока участок железной дороги был полностью закон чен, и долиной Уссури шли поезда. Менее чем за сутки путешественники оказались на берегу одной из лучших в мире бухт с тремя выходами в Тихий океан. Владивосток произвел впечатление «большое и сильное» — многоэтажными дома ми, заводами и фабриками, строительной горячкой, броненосцами и миноносцами на рейде, обилием местных продуктов, от креветок до баклажан, разноязычной толпой на улицах, многочисленностью китайских и японских магазинов. Когда читаешь «Карандашом с натуры», это описание поездки от Петербурга до Владивостока,, то уже собственное твое, разбуженное писателем, воображение рисует еще один российский феномен: неустроенная, несчастная, нищая громада-Россия имеет на своих диаметрально противоположных окраинах, европейской и азиатской, два пункта, два образования, которые являют собой самый высо'кий мировой взлет цивили зации XIX века — Петербург и Владивосток! Почему это так, откуда эта загадка нашей истории? Как будто лучшим в себе Рос сия обращена вовне, как взор Муравьева-Амурского, а не внутрь — не о себе забота. Во Владивостоке члены экспедиции приобрели снаряжение и продукты и через не делю выехали пароходом до бухты Посьет. Здесь собралась вся экспедиция во главе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2