Сибирские огни, 1988, № 2

Вот уж воистину беда не ходит одна, и законы взаимосвязанности бед никем не изучены, не осмыслены. К драме в семейных отношениях, к разрыву с «Русским богат­ ством» прибавилось крушение мечты об образцовой узкоколейке. Дорога вчерне была закончена к весне 1897 года. Но локомотивов для узкой колеи не имелось, и Михайловский на свой страх и риск выписал такой локомотив из-за гра­ ницы. Управление казенных дорог не признало удешевленных технических решений, из которых исходил Михайловский, рассчитывая стоимость постройки. Он предпола­ гал не ставить сторожевых будок, а ограничиться на переездах надписью «Берегись поезда!». Вместо этих промежуточных будок, с соответствующим штатом, он хотел установить прямую телефонную связь между станциями, освободить станции от отчет­ ности, благо дорога небольшая, и сосредоточить всю канцелярию в одном месте. Управленческие чиновники не согласились с новшествами, как и с авантюристиче­ ским приобретением заграничного локомотива, они ввели на узкоколейке нормы обыч­ ной дороги, что сразу предопределило большой перерасход. Дело дошло до Государственного Совета, который вынес постановление о пере­ расходе в 240 тысяч рублей и о взыскании 20 тысяч из этой суммы непосредственно с заведующего строительством. И никто не захотел принять во внимание, что эти 20 тысяч составляли всего один процент от общей стоимости строительства, но зато район в пять тысяч квадратных верст теперь прилегал к дороге и ценность земель возросла с 30—50 тысяч за десяти­ ну до 60— 100 тысяч рублей. Николай Георгиевич не счел теперь возможным трогать семейные накопления, чтобы выплатить неустойку, и выручила его Вера Садовская, дочь богачей Дуброви­ ных, распоряжавшаяся крупным состоянием. В «Орхидее» Беклемишев говорит Рославлевой, что нельзя жить одной только любовью — это значит играть на одной струне, стоять на одной жерди над пропастью, когда можно настлать прочный пол. — Оценка твоя, как члена общества, теперь ничтожна,— говорит Беклемишев. «РОСЛАВЛЕВА (покорно). Хорошо. Я сделаю всё: с чего начать?». Вера Садовская начала с того, что оградила от казенной корысти любимого че­ ловека в его бескорыстном деянии для общества. Можно представить себе ее счастье от сознания того, что она уж е не ничтожный член общества. Хотя, конечно, ничто не двигало ею, кроме любви. А в общем, если враз, в каких-нибудь полтора года, обрушивается на человека весь уж ас мучительных сложностей, из которых не выйдешь ни из одной со спокойным достоинством, тогда даж е самого сильного человека охватывает инстинкт спасения, стремление вынырнуть, выскочить из удушающих глубин, чтобы открытым ртом вдох­ нуть вольный воздух, опамятоваться, поглядеть на себя со стороны. Гарин вынырнул из этого сплетения бед, не изменяя и здесь мощному размаху своего характера: он выбрал самый максимальный вариант ухода от тяжкой действи­ тельности — кругосветное путешествие! 11 Сугубо личный замысел кругосветного побега обрел деловой характер, как только в научных кругах узнали, что такой авторитетный инженер нацеливается на Дальний Восток. Ему предложили участвовать в экспедиции по изучению производительности мест между Владивостоком и Порт-Артуром, то есть в Корее и Маньчжурии. Он, конечно, немедленно согласился. Начальник экспедиции А. И. Звегинцев находился уж е во Владивостоке. С Михай­ ловским ехали помощник начальника подполковник барон Н. А. Корф, коллега — ин­ женер путей сообщения А. П. Сафонов, техник Н. Е. Борминский и додтор,— привыч­ ная инженерская, трудовая компания, с которыми так родственно свыкся Михайлов­ ский на своих многочисленных изысканиях! 8 июля 1898 года выехали курьерским из Петербурга и на другой же день пере­ сели в Москве на прямой сибирский поезд. На протяжении всей поездки Гарин вел подробнейший дневник, который позже опубликовал под заголовком «Карандашом с натуры». Эти дневниковые записи, соб­ ственно говоря, представляют из себя, как и тетралогия, тоже эпическое произведение. Только если тетралогия охватывает Россию во времени, на протяжении четверти века,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2