Сибирские огни, 1988, № 2
Вот уж воистину беда не ходит одна, и законы взаимосвязанности бед никем не изучены, не осмыслены. К драме в семейных отношениях, к разрыву с «Русским богат ством» прибавилось крушение мечты об образцовой узкоколейке. Дорога вчерне была закончена к весне 1897 года. Но локомотивов для узкой колеи не имелось, и Михайловский на свой страх и риск выписал такой локомотив из-за гра ницы. Управление казенных дорог не признало удешевленных технических решений, из которых исходил Михайловский, рассчитывая стоимость постройки. Он предпола гал не ставить сторожевых будок, а ограничиться на переездах надписью «Берегись поезда!». Вместо этих промежуточных будок, с соответствующим штатом, он хотел установить прямую телефонную связь между станциями, освободить станции от отчет ности, благо дорога небольшая, и сосредоточить всю канцелярию в одном месте. Управленческие чиновники не согласились с новшествами, как и с авантюристиче ским приобретением заграничного локомотива, они ввели на узкоколейке нормы обыч ной дороги, что сразу предопределило большой перерасход. Дело дошло до Государственного Совета, который вынес постановление о пере расходе в 240 тысяч рублей и о взыскании 20 тысяч из этой суммы непосредственно с заведующего строительством. И никто не захотел принять во внимание, что эти 20 тысяч составляли всего один процент от общей стоимости строительства, но зато район в пять тысяч квадратных верст теперь прилегал к дороге и ценность земель возросла с 30—50 тысяч за десяти ну до 60— 100 тысяч рублей. Николай Георгиевич не счел теперь возможным трогать семейные накопления, чтобы выплатить неустойку, и выручила его Вера Садовская, дочь богачей Дуброви ных, распоряжавшаяся крупным состоянием. В «Орхидее» Беклемишев говорит Рославлевой, что нельзя жить одной только любовью — это значит играть на одной струне, стоять на одной жерди над пропастью, когда можно настлать прочный пол. — Оценка твоя, как члена общества, теперь ничтожна,— говорит Беклемишев. «РОСЛАВЛЕВА (покорно). Хорошо. Я сделаю всё: с чего начать?». Вера Садовская начала с того, что оградила от казенной корысти любимого че ловека в его бескорыстном деянии для общества. Можно представить себе ее счастье от сознания того, что она уж е не ничтожный член общества. Хотя, конечно, ничто не двигало ею, кроме любви. А в общем, если враз, в каких-нибудь полтора года, обрушивается на человека весь уж ас мучительных сложностей, из которых не выйдешь ни из одной со спокойным достоинством, тогда даж е самого сильного человека охватывает инстинкт спасения, стремление вынырнуть, выскочить из удушающих глубин, чтобы открытым ртом вдох нуть вольный воздух, опамятоваться, поглядеть на себя со стороны. Гарин вынырнул из этого сплетения бед, не изменяя и здесь мощному размаху своего характера: он выбрал самый максимальный вариант ухода от тяжкой действи тельности — кругосветное путешествие! 11 Сугубо личный замысел кругосветного побега обрел деловой характер, как только в научных кругах узнали, что такой авторитетный инженер нацеливается на Дальний Восток. Ему предложили участвовать в экспедиции по изучению производительности мест между Владивостоком и Порт-Артуром, то есть в Корее и Маньчжурии. Он, конечно, немедленно согласился. Начальник экспедиции А. И. Звегинцев находился уж е во Владивостоке. С Михай ловским ехали помощник начальника подполковник барон Н. А. Корф, коллега — ин женер путей сообщения А. П. Сафонов, техник Н. Е. Борминский и додтор,— привыч ная инженерская, трудовая компания, с которыми так родственно свыкся Михайлов ский на своих многочисленных изысканиях! 8 июля 1898 года выехали курьерским из Петербурга и на другой же день пере сели в Москве на прямой сибирский поезд. На протяжении всей поездки Гарин вел подробнейший дневник, который позже опубликовал под заголовком «Карандашом с натуры». Эти дневниковые записи, соб ственно говоря, представляют из себя, как и тетралогия, тоже эпическое произведение. Только если тетралогия охватывает Россию во времени, на протяжении четверти века,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2