Сибирские огни, 1988, № 2
лезных дорог)». Он добрался до министра финансов С. Ю. Витте, который, кстати, в молодости работал начальником движения Одесской железной дороги. Витте создал комиссию для изучения вопроса. В очерке «В сутолоке провинциальных будней» Гарин вспоминал: «Наметив четырехсотверстную линию, проходившую через две губернии и захва тывающую пять уездных земств, я обратился в эти земства, предлагая им тип деше вой узкоколейной дороги. Потребность совершенно понятная, если вспомнить, что кон курирующая с нами страна, Америка, имеет среднее удаление сельскохозяйственных ферм от пунктов сбыта пять-семь верст, а у нас на лошадях приходится подвозить к железной дороге в среднем до ста верст. Это одно делает разницу в двенадцать-че- тырнадцать копеек на пуд в пользу Америки... Одной той суммы, которая приплачи вается ежегодно на гужевую перевозку, хватило бы на оплату процентов того капи тала, который нужен на всю сеть (сто пятьдесят тысяч верст) недостающих нам подъ ездных железных дорог. И тот энергичный отклик, который я получил от всех пяти земств, представляет ясное доказательство, что земства наши находятся на высоте экономических требований времени». Земства выделили 140 тысяч рублей, согласились обложить их земли по два руб ля с десятины, глава департамента уделов князь Д . А. Оболенский ассигновал ПО тысяч, комиссия Витте одобрила дешевые проекты. Михайловский писал Иванчину-Писареву: «Всего два года пальбы в печати — и большое общегосударственное дело сделано, а раньше 15 лет боролся со всякой дря нью и только изнывал от бессилия и раздражения». Но поскольку проектируемые дороги были, через Кротовку и Черкассы, привязаны к государственной магистрали Самара — Челябинск, то требовалось согласие Управ ления казенных дорог. И Николай Георгиевич поселяется в Царском Селе, у сестры. В рассказе «Дела» он описывает свое хождение по бюрократам. В ответ на возмущение, что дело застряло на полгода, высокопоставленный чинов ник «Иван Николаевич» заявляет; «— Ну, вы сами вот считайте; теперь что? Май? Исходящий номер уж е десять тысяч сто двадцать первый, да столько ж е входящих. Пять минут только подержать каждое дело в руках, пять минут. Много ли? А ну-ка, посчитайте. Иван Николаевич заинтересовался задачей и, смотря повеселевшими глазами в окно, шепчет: — Десять тысяч, двадцать тысяч... по пяти минут — сто тысяч разделить на шестьдесят, по нулю отбросить, десять тысяч на шесть... Это что же будет? Тысяча шестьсот часов... Ну, хотя от одиннадцати до шести, значит, семь часов, — на семь... два... двадцать, ну хоть три, двести тридцать дней. Январь, февраль, март, апрель, на круг, ну хоть двадцать пять дней... Сегодня двенадцатое — еще двенадцать, а там вдвое выходит... Так ведь в пять минут всего... С вами одними сколько вот уж: что ж тут сделать можно?! — Д а ведь ничего вы и не делаете, стоит всё... — Ну, не очень-то стоит: десять тысяч все-таки исходящих, да входящих... За день, до шести часов, голова в пивной котел вырастает». Чем не современный фельетон для «Крокодила»?! В результате только лишь летом 1895 года Михайловский начал дорогу. За это время сменился министр путей сообщения. Новый министр князь М. Н. Хилков, деятель более либерального направления, поработавший в юности паровозным кочегаром в Америке, издал приказ о восстановлении Михайловского «штатным инженером и за ведующим окончательными изысканиями и постройкой узкоколейного подъездного пу ти от станции Кротовка Самаро-Златоустовской железной дороги до г. Сергиевска». Заведующий формировал отряд строителей прямо в Гундуровке, ибо постройка начиналась в двадцати верстах от нее. Поскольку дело было летом, к нему собирались студенты и сельские учителя, желающие подработать в каникулы, или, как тогда го ворили, на вакации. Многих из них он потом закрепил штатно в должности контро леров. Одного студента он «персонально» отметил в своих записках: «Замкнутый, со средоточенный блондин среднего роста с самым заурядным лицом, но с выразительными умными глазами, холодный, скорее злой, чем добрый. Все это, впрочем, скрывалось в тайниках его души. Сажин, по убеждениям, был марксист,— тогда еще новое слово»... Если сопоставить эти записки с воспоминаниями А. Воскресенского, «политически неблагонадежного» учителя, нанятого Николаем Георгиевичем в Гундуровскую шко лу, то'«Сажин» оказывается схож с М. А. Сильвиным, упоминавшимся выше, тем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2