Сибирские огни, 1988, № 2
к 100-ЛЕТ1ЛЮ ^ НОВОСИБИРСНА Анатолий НИКУЛЬКОВ СОВРЕМЕННИК ИЗ ПРОШЛОГО ВЕКА Очерк жизни Н. Г. Гарина-Михайловского 9 О пределяясь в идеологических позициях, укрепляясь в литературных, Н. Г. Га рин-Михайловский продолжал свое инженерное дело. Он обуян идеей: пронизать Среднее Поволжье узкоколейными железными дорогами. К этому времени, как мы знаем, существовала магистраль Самара — Челя бинск, имелась железная дорога Пермь — Екатеринбург — Тюмень, соединялись с Москвой Казань и Ярославль. Но гигантские глубинные районы, целые губернии, по грязали в бездорожье. Да и существущие линии не связывались между собой: обры вались восточнее Казани и западнее Перми, от Самарской линии не отходило ни од ной ветки. Михайловский предложил провести, кроме узкоколейки Казань — Малмыж, дорогу от станции Кротовка на магистрали до городка Сергиевска, в 20-ти верстах от Гун- дуровки, возле которого находились лечебные минеральные источники, а от Сергиев ска — на запад до Чистополя и на восток — до Бугульмы. Он планировал соединить Казань через Яранск с намечаемой на будущее дорогой Кострома — Вятка. Забегая вперед, скажем, что он успел провести изыскания на всех этих трассах, непосредственно строил дороги Казань — Малмыж и Кротовка — Сергиевск. А осталь ные проекты остались для будущего. Например, линия Пермь — Вятка — Ярославль была завершена лишь в 1908 году, уже без него; Кострома соединилась с Вяткой (Ки ров) через Галич уже после Великой Отечественной войны, а дорога на Яранск про ложена в 60-е годы нашего времени. Кротовско-Сергиевско-Чистопольскую линию за счет казенных средств министр путей сообщения Кривошеин, и без того раздраженный статьями подчиненного, под держать отказался. Михайловский произвел еще один выстрел в «Новом времени» в виде статьи «Рутина в железнодорожном деле» и подал заявление об увольнении. Ми нистр охотно подписал приказ от 8 июня 1893 года: «Уволен от службы согласно про шению по домашним обстоятельствам». В качестве, так сказать, вольнонаемного инженера Михайловский произвел не долгие изыскания, вероятно, для заработка, в Волынской губернии, определил мосто вой переход через реку Случь. Но главные усилия свои он направил на то, чтобы убедить самарских и казанских земских деятелей строить дороги за счет местных средств. Он выступает с докладами в земствах, печатает в «Волжском вестнике» статью «Побольше света (к вопросам Черкассы-Чистопольской и Бугульма-Чистопольской же- Окончание. Начало в № 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2