Сибирские огни, 1988, № 1
ы к н и ж н о й полки Федосеев Иван. Бврвстяная лодка. М., «Соврвмвнник», 1986. Иван Федосеев — лирик не только по своей «строчечной сути», но и по миро ощущению. Он умеет увидеть в привыч ном мире особую, неброскую красоту. Ну что такого — «в лесу собирать зем лянику», но человек замирает «от сча стья», когда замечает ягоды, крупнее ко торых «когда-нибудь вряд ли найдешь». и этим ж е счастьем ведомый, П олянку обходишь кругом. Когда направляеш ься к дому С тяжелым уж е туеском. Вполне закономерно, что природа су ровой и прекрасной Якутии в поэзии Фе досеева — полноправная героиня. О чем бы ни писал поэт — везде ощущается ее присутствие, ведь нигде, пожалуй, так не зависит существование человека от природы, как на Севере. Потому-то и ро ждаются эти безыскусные строки: В краях далеких вспоминаю запах Дымов из дымокурен и в лесу — Туман высокий, что идет на запад. Ш алаш рыбачий где-то на мысу. Природа в поэзии Федосеева формиру ет людей «по образу и духу своему», они,— то скромные и неприметные, как заполярные березки, то взрывчато-радост ные. как северное сияние, когда наступа ет «веселый щедрый праздник исы'ах». Едва ли не самые волнующие воспоми нания поэта связаны с детством — именно тогда закладывались основы его лириче ского мироощущения, рождалась и креп ла волнующая связь с отчим краем. о как нас быстро кони мчали. Как пыль столбом стояла, как легко Мальчишки, мы себя уподобляли Богатырям, героям «Олонхо». «Все В нашем детстве было лучше, чи ще,— в этом категоричном утвержде нии — стремление человека к добру, кра соте, которое не ослабело с годами,— оно обостряет внутреннее зрение поэта, по могает видеть нравственную суть в обыч ных, на первый взгляд, явлениях и карти нах. Не потому ли неприметный колючий боярышник становится в стихотворении Федосеева символом жизнестойкости. Во имя жизни, неясности во имя Он будет каждый год плодоносить. Боярышник... Ощущение простора, свободы и воли не дает поэту попасть под влияние того или иного молодого литературного вея ния. Он с достоинством и гордостью сла вит несуетливую, тысячелетнюю красоту. «Величье красы таежной, зелени пышный круг, шепот цветов тревожный, ветра чуть слышный звук». Поэт, не боясь про слыть консерватором или впасть в баналь ность, заявляет: «Здесь моя колыбель, от рада моя и цель». Да, именно «цель»,— ведь малая родина не «пройденный этап», не забытая точ ка на географической карте, а олицетво рение духовно-нравственной вершины че ловеческого «я», символ всего незапятнан ного, не тронутого практицизмом и деля чеством. Вот почему веришь, что «для се верного сердца» в мире нет дороже, чем «таежная поляна». Лирическому герою И. Федосеева чуж до слепое преклонение перед природой. Не без самохвальства он может сказать о себе: «Я тот охотник, что бьет зверя без промаха всегда». Несколько завышенная оценка собственных успехов помогает по нять характер лирического героя, который во всем привык полагаться только на се бя, ведь охота на Севере — это когда че ловек наедине с самим собой за десятки верст от человеческого жилья. А слишком долгое одиночество обостряет чувство не разрывности с природой. Не потому ли поэт не боится показать своего героя в охотничьем азарте, когда в нем просыпа ется древняя необузданная страсть, за ставляющая с каким-то жадным любопыт ством наблюдать за агонией своей жертвы — «как затихают трепетные уши, как потухают заячьи глаза». Видимо, по эт — сын своей земли, имеет право поде литься с нами и такой радостью, ведь она выражает неприкрашенную правду охот ничьего быта. Поэт не боится показать своего героя удачливым охотником — тот «урон», который нанесет он тайге, во сто крат менее опасней бед, что несет порой необдуманное, лишенное нравственных ориентиров наступление технического прог ресса на природу. Опасна не сама цивилизация, а люди, «с шеею гибкой», чьи «сердца ядовиты». Они Не покажут, что злы и сердиты, Д аж е спорить с тобою не будут открыто. Д аж е правду твою они вспять обернут. Кому надо — шепнут, на тебя донесут. Лирический герой, которого Север воспи тал бесхитростным и откровенным, никак не может примириться с изменой друга,— с ним когда-то «обо всем, что ни есть, говори ли». Поэт не боится сбиться на прозу, шаг за шагом восстанавливая в памяти этапы духовного падения друга: «поднимался по лестнице выше и выше», «нос высоко зад рал», «он сближался лишь с теми, кто мог быть полезен».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2