Сибирские огни, 1988, № 1
яе только о ней. Разработчиков анкет инте ресует отношение студентов к самым раз ным внешне- и внутриполитическим вопро сам, социальным, нравственным проблемам, экологии, культуре... Вот несколько вопро сов из анкеты 1987 года: «Достаточно ли четко Вами понят смысл перестройки?», «Ка кая из возрастных групп населения может быть ее основной силой?», «Какова перспек тива достижения полной трезвости в стра не?», «Какую точку Земли Вы считаете наи более «горячей»?», «Хотели бы Вы иметь записи с фестивалей политпесни?». Вместе с результатами опросов в «мозго вой центр» Интернедели идет масса инфор мации: из бюллетеней ТАСС и АПН, журна лов и газет, вестников и пресс-релизов. З а рубежные участники Интернедели круглый год снабжают ее организаторов своими ин формационными изданиями. Кстати, Ново сибирский университет — это, наверное, единственный в городе вуз, получающий вы пуски никарагуанской газеты «Баррикада». На конвертах со свежими номерами (выпу щенными теперь не только с помощью ог рызков карандашей, но и иитернедельских подарков) — штамп посольства Никарагуа... «Роте лидер» — «Красные песни». Так на ши друзья из ГДР называют Берлинский фестиваль политпесни и сам этот жанр. Ес ли искать в СССР аналог «Роте лидер», то это — фестиваль политической песни в ново сибирском Академгородке. Это единствен ный в стране ежегодный и постоянно дейст вующий с 1974 года слет представителей движения самодеятельной политической песни. В книге А. Борзенкова и Л. Каурдакова уделено немало внимания фестивальным сю жетам, но не описаны творческие мастер ские, где выясняются проблемы движения политической песни. Проблема первая: мало лидеров, таких, как новосибирские группы «Амиго» и «Фо рум», свердловские «Смена», «Аванте», са ратовская «Волга», таллинский «Апрель- Клуб». Много — «середнячков». Проблема вторая: «безвестная популяр ность» политической песни в нашей стране. Залы битком набиты, билеты спрашивают у входа, слушают с восторгом, поют в зале, поют после концерта, на вечерних улицах... И в то ж е время — минимум эфирного вре мени на радио и ТВ, одна-две пластинки на «Мелодии», ни одного песенника. Таково положение с распространением советской политической песни сегодня. Почему? В от личие от советского рока и самодеятельной гитарной песни, политпесня не была освоена «магнитофонной культурой», не распростра няется перезаписями. Все оттого, наверное, что существует противоречие между полит- песней, такой, какая она есть, и требования ми времени. Вот мнение Татьяны Мальцевой из барнаульской группы «Панорама»: — «Политическая песня сегодня отвечает на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?». А перед нами встает вопрос «Почему?!» — «От по- литпесии,— согласен с ней руководитель «Смены» Владимир Теплов,— ждут не отра жения проблем, а их анализа». Мнение Ни колая Сычева: «Петь бы не так и не про то, что пишут в газетах, а про то, о чем можно только петь!». Подлинным открытием последнего фести валя стало выступление самодеятельной группы советских воинов-интернационали- стов. В затихший зал полилась настоящая народная песня 80-х годов, солдатский фольклор. Очевидно, источниками творче ских находок могут быть и фольклор, и рок. и самодеятельная гитарная песня... Вспомним лозунг; «Интернеделя — аль тернатива...» Коль скоро она шла наперекор «механизму торможения в комсомольских организациях», то неизбежно были и конф ликты. Один из них мне пришлось наблюдать в 1981 году, когда группа политпесни НГУ «Амиго» приехала на политпесенный фести валь Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве. Амиговцы показали свою новинку: остросатирическую песню «Эпитафия хапуге» на слова Евгения Евтушенко. И хотя это стихотворение было опубликовано в «Комсомольской правде», один высокопоставленный сотрудник аппа рата ЦК ВЛКСМ вызвал новосибирцев «на ковер». «Как вы могли?! — строго вопрошал он,— Разве можно перед интернациональной аудиторией исполнять песни о наших недо статках!?» Теперь подобные аргументы вы зывают улыбку, но тогда, признаться, было не до смеха... Предчувствую сомнение читателя: неуже ли не несли в подобных ситуациях организа торы Интернедели моральных потерь, не ужели Неделя никак не зараж алась бацил лами застоя, самодовольства, перестрахов ки? Отвечу без обиняков—нет. «Организм» Недели интерсолидарности был не только закален, он к тому же обладает эффектив ной «иммунной системой», имя которой — критический самоанализ. Каждый год нахо дятся активисты, обеспокоенные одним и тем же: не закостенел ли коллектив организато ров Недели, не превратился ли из содруже ства в машину? Постоянное столкновение взглядов, отстаивание их делом развивает и дружеский, и деловой принципы в работе организаторов Недели. Книга «Руку, товарищ!» не лишена недо статков. Многовато в ней восторгов, комп лиментов, трогательных историй. И, очевид но, не хватает глубинного анализа проведен ной работы, размышлений над опытом, из влечения уроков на будущее. Хочется ве рить, что в доработанном виде эта книга будет переиздана, не исключено, и допол нена фрагментами сценариев, нотами и текстами песен, лозунгами, методическими разработками, образцами оформления ин терьеров и открытых площадок. В таком ви де книга «Руку, товарищ!» окажет добрую услугу комсомольскому активу, организато рам работы с молодежью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2