Сибирские огни, 1988, № 1

яе только о ней. Разработчиков анкет инте­ ресует отношение студентов к самым раз­ ным внешне- и внутриполитическим вопро­ сам, социальным, нравственным проблемам, экологии, культуре... Вот несколько вопро­ сов из анкеты 1987 года: «Достаточно ли четко Вами понят смысл перестройки?», «Ка­ кая из возрастных групп населения может быть ее основной силой?», «Какова перспек­ тива достижения полной трезвости в стра­ не?», «Какую точку Земли Вы считаете наи­ более «горячей»?», «Хотели бы Вы иметь записи с фестивалей политпесни?». Вместе с результатами опросов в «мозго­ вой центр» Интернедели идет масса инфор­ мации: из бюллетеней ТАСС и АПН, журна­ лов и газет, вестников и пресс-релизов. З а ­ рубежные участники Интернедели круглый год снабжают ее организаторов своими ин­ формационными изданиями. Кстати, Ново­ сибирский университет — это, наверное, единственный в городе вуз, получающий вы­ пуски никарагуанской газеты «Баррикада». На конвертах со свежими номерами (выпу­ щенными теперь не только с помощью ог­ рызков карандашей, но и иитернедельских подарков) — штамп посольства Никарагуа... «Роте лидер» — «Красные песни». Так на­ ши друзья из ГДР называют Берлинский фестиваль политпесни и сам этот жанр. Ес­ ли искать в СССР аналог «Роте лидер», то это — фестиваль политической песни в ново­ сибирском Академгородке. Это единствен­ ный в стране ежегодный и постоянно дейст­ вующий с 1974 года слет представителей движения самодеятельной политической песни. В книге А. Борзенкова и Л. Каурдакова уделено немало внимания фестивальным сю­ жетам, но не описаны творческие мастер­ ские, где выясняются проблемы движения политической песни. Проблема первая: мало лидеров, таких, как новосибирские группы «Амиго» и «Фо­ рум», свердловские «Смена», «Аванте», са­ ратовская «Волга», таллинский «Апрель- Клуб». Много — «середнячков». Проблема вторая: «безвестная популяр­ ность» политической песни в нашей стране. Залы битком набиты, билеты спрашивают у входа, слушают с восторгом, поют в зале, поют после концерта, на вечерних улицах... И в то ж е время — минимум эфирного вре­ мени на радио и ТВ, одна-две пластинки на «Мелодии», ни одного песенника. Таково положение с распространением советской политической песни сегодня. Почему? В от­ личие от советского рока и самодеятельной гитарной песни, политпесня не была освоена «магнитофонной культурой», не распростра­ няется перезаписями. Все оттого, наверное, что существует противоречие между полит- песней, такой, какая она есть, и требования­ ми времени. Вот мнение Татьяны Мальцевой из барнаульской группы «Панорама»: — «Политическая песня сегодня отвечает на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?». А перед нами встает вопрос «Почему?!» — «От по- литпесии,— согласен с ней руководитель «Смены» Владимир Теплов,— ждут не отра­ жения проблем, а их анализа». Мнение Ни­ колая Сычева: «Петь бы не так и не про то, что пишут в газетах, а про то, о чем можно только петь!». Подлинным открытием последнего фести­ валя стало выступление самодеятельной группы советских воинов-интернационали- стов. В затихший зал полилась настоящая народная песня 80-х годов, солдатский фольклор. Очевидно, источниками творче­ ских находок могут быть и фольклор, и рок. и самодеятельная гитарная песня... Вспомним лозунг; «Интернеделя — аль­ тернатива...» Коль скоро она шла наперекор «механизму торможения в комсомольских организациях», то неизбежно были и конф­ ликты. Один из них мне пришлось наблюдать в 1981 году, когда группа политпесни НГУ «Амиго» приехала на политпесенный фести­ валь Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве. Амиговцы показали свою новинку: остросатирическую песню «Эпитафия хапуге» на слова Евгения Евтушенко. И хотя это стихотворение было опубликовано в «Комсомольской правде», один высокопоставленный сотрудник аппа­ рата ЦК ВЛКСМ вызвал новосибирцев «на ковер». «Как вы могли?! — строго вопрошал он,— Разве можно перед интернациональной аудиторией исполнять песни о наших недо­ статках!?» Теперь подобные аргументы вы­ зывают улыбку, но тогда, признаться, было не до смеха... Предчувствую сомнение читателя: неуже­ ли не несли в подобных ситуациях организа­ торы Интернедели моральных потерь, не­ ужели Неделя никак не зараж алась бацил­ лами застоя, самодовольства, перестрахов­ ки? Отвечу без обиняков—нет. «Организм» Недели интерсолидарности был не только закален, он к тому же обладает эффектив­ ной «иммунной системой», имя которой — критический самоанализ. Каждый год нахо­ дятся активисты, обеспокоенные одним и тем же: не закостенел ли коллектив организато­ ров Недели, не превратился ли из содруже­ ства в машину? Постоянное столкновение взглядов, отстаивание их делом развивает и дружеский, и деловой принципы в работе организаторов Недели. Книга «Руку, товарищ!» не лишена недо­ статков. Многовато в ней восторгов, комп­ лиментов, трогательных историй. И, очевид­ но, не хватает глубинного анализа проведен­ ной работы, размышлений над опытом, из­ влечения уроков на будущее. Хочется ве­ рить, что в доработанном виде эта книга будет переиздана, не исключено, и допол­ нена фрагментами сценариев, нотами и текстами песен, лозунгами, методическими разработками, образцами оформления ин­ терьеров и открытых площадок. В таком ви­ де книга «Руку, товарищ!» окажет добрую услугу комсомольскому активу, организато­ рам работы с молодежью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2