Сибирские огни, 1988, № 1

НРИТИНА ЛИТЕРАТЫРОВЕАЕНИЕ в. АГЕЕВ ИНТЕРНЕДЕЛЯ КАК ОНА ЕСТЬ В ыпущенная Новосибирским издатель­ ством книга А. Борзенкова и Л . Ка- урдакова «Руку, товарищ!» привле­ кает внимание. Прежде всего оформлением. Ее украсили репродукции плакатов лауре­ ата премии Ленинского комсомола Игоря Аксенова, фотографии, цветные вкладки с текстами лозунгов политических маевок разных лет: «Громче звучи над планетой в апреле, голос сибирской Интернедели!», «Пусть помнит тот — кто против нас идет— про Сорок Пятый год!», «С борцами за мир и свободу вместе — сражается наш фести­ валь политпесни» и другие. Однако, глав­ ное — ее содержание. Она посвящена Но­ восибирской неделе интернациональной со­ лидарности и поэтому, несомненно, будет по достоинству оценена в широких кругах молодежи. Книга того заслуживает. А я поделюсь мыслями, которые возникли при чтении этой книги. Неделя интернациональной солидарности имеет свою историю. Она возникла в 1966 году, когда группа студентов и аспирантов Новосибирского государственного универ­ ситета решила возродить проведение мае­ вок. Начинание было встречено с интере­ сом, развилось в комплекс важных воспи­ тательных мероприятий. В НГУ шли по­ сланцы из школ, предприятий, институтов города, просили оказать методическую по­ мощь в проведении подобных маевок. Мы— тогдашние организаторы Недель — конечно, рассказывали о наших маевках и фестива­ лях, давалй тексты сценариев и лозунгов, слова и ноты песен, магнитофонные записи, плакаты. А затем... Затем иногда приходи­ лось видеть: скучающую молодежь вокруг чахлого костра и неудачные попытки веду­ щих «раскачать» ее. В пустоту гремели с магнитофонов столь близкие нам песни. Мало кто спешил поставить подпись под воззванием, которое, как нам казалось, со­ чится кровью. А где-то все получалось «как у нас», на ВАСХНИЛе, к примеру, или в НИИЖТе. Почему? Д а потому, что для успеха акций «интернедельского» толка не­ достаточно просто перенять, скопировать методики и тексты. Действия должны раз­ ворачиваться в отзывчивой, заведомо ак­ тивной молодежной среде. Именно такую среду и сформировал в начале 1960-х годов Новосибирский уни­ верситет, Академгородок. Поэтому весьма уместна в книге А. Борзенкова и Л . Каур- дакова глава, посвященная принципам ин­ теграции науки и высшего образования, обкатке этой модели в стенах НГУ. Емкие, лаконичные суждения акаде­ миков Г. И. Марчука, Д. К. Беляева, В. А. Коптюга, членов-корреспондентов АН СССР В. Е. Накорякова и Ю. Л. Ершова приве­ дены авторами книги как авторитетные утверждения о месте и времени возникно­ вения интернационалистского движения мо­ лодежи. Международный резонанс Интернедели показан в книге посредством взвешенных оценок, данных лидерами коммунистическо­ го, молодежного, национально-освободи­ тельного движения. Например, Сесилия Су­ арес, представитель руководства Союза со­ циалистической молодежи Чили, сказала так: «Мы знаем, мы помним ваш вклад в нашу борьбу. Радиоприемники, подаренные вами год назад, принимают сейчас в Чили голоса свободы. Кассетные магнитофоны, которые вы передали нам сегодня, помогут донести до людей голос несломленного Чи­ ли. Мы помним ваш вклад и приглашаем на маевку в свободную Чили. На маевку, которую мы обязательно проведем в честь студентов Новосибирского университета и всего советского народа!» Достоинство книги — и в том, что она знакомит читателей с активными участни­ ками Интернедели, с теми, кто «вторично изобрел» маевку: Геннадием Швецовым, Людмилой Хазовой, Борисом Лукьяновым, Людмилой Борисовой, Софьей Дондо. К со­ жалению, в большинстве своем портреты у авторов не получились. Они однообразны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2