Сибирские огни, 1988, № 1
НРИТИНА ЛИТЕРАТЫРОВЕАЕНИЕ в. АГЕЕВ ИНТЕРНЕДЕЛЯ КАК ОНА ЕСТЬ В ыпущенная Новосибирским издатель ством книга А. Борзенкова и Л . Ка- урдакова «Руку, товарищ!» привле кает внимание. Прежде всего оформлением. Ее украсили репродукции плакатов лауре ата премии Ленинского комсомола Игоря Аксенова, фотографии, цветные вкладки с текстами лозунгов политических маевок разных лет: «Громче звучи над планетой в апреле, голос сибирской Интернедели!», «Пусть помнит тот — кто против нас идет— про Сорок Пятый год!», «С борцами за мир и свободу вместе — сражается наш фести валь политпесни» и другие. Однако, глав ное — ее содержание. Она посвящена Но восибирской неделе интернациональной со лидарности и поэтому, несомненно, будет по достоинству оценена в широких кругах молодежи. Книга того заслуживает. А я поделюсь мыслями, которые возникли при чтении этой книги. Неделя интернациональной солидарности имеет свою историю. Она возникла в 1966 году, когда группа студентов и аспирантов Новосибирского государственного универ ситета решила возродить проведение мае вок. Начинание было встречено с интере сом, развилось в комплекс важных воспи тательных мероприятий. В НГУ шли по сланцы из школ, предприятий, институтов города, просили оказать методическую по мощь в проведении подобных маевок. Мы— тогдашние организаторы Недель — конечно, рассказывали о наших маевках и фестива лях, давалй тексты сценариев и лозунгов, слова и ноты песен, магнитофонные записи, плакаты. А затем... Затем иногда приходи лось видеть: скучающую молодежь вокруг чахлого костра и неудачные попытки веду щих «раскачать» ее. В пустоту гремели с магнитофонов столь близкие нам песни. Мало кто спешил поставить подпись под воззванием, которое, как нам казалось, со чится кровью. А где-то все получалось «как у нас», на ВАСХНИЛе, к примеру, или в НИИЖТе. Почему? Д а потому, что для успеха акций «интернедельского» толка не достаточно просто перенять, скопировать методики и тексты. Действия должны раз ворачиваться в отзывчивой, заведомо ак тивной молодежной среде. Именно такую среду и сформировал в начале 1960-х годов Новосибирский уни верситет, Академгородок. Поэтому весьма уместна в книге А. Борзенкова и Л . Каур- дакова глава, посвященная принципам ин теграции науки и высшего образования, обкатке этой модели в стенах НГУ. Емкие, лаконичные суждения акаде миков Г. И. Марчука, Д. К. Беляева, В. А. Коптюга, членов-корреспондентов АН СССР В. Е. Накорякова и Ю. Л. Ершова приве дены авторами книги как авторитетные утверждения о месте и времени возникно вения интернационалистского движения мо лодежи. Международный резонанс Интернедели показан в книге посредством взвешенных оценок, данных лидерами коммунистическо го, молодежного, национально-освободи тельного движения. Например, Сесилия Су арес, представитель руководства Союза со циалистической молодежи Чили, сказала так: «Мы знаем, мы помним ваш вклад в нашу борьбу. Радиоприемники, подаренные вами год назад, принимают сейчас в Чили голоса свободы. Кассетные магнитофоны, которые вы передали нам сегодня, помогут донести до людей голос несломленного Чи ли. Мы помним ваш вклад и приглашаем на маевку в свободную Чили. На маевку, которую мы обязательно проведем в честь студентов Новосибирского университета и всего советского народа!» Достоинство книги — и в том, что она знакомит читателей с активными участни ками Интернедели, с теми, кто «вторично изобрел» маевку: Геннадием Швецовым, Людмилой Хазовой, Борисом Лукьяновым, Людмилой Борисовой, Софьей Дондо. К со жалению, в большинстве своем портреты у авторов не получились. Они однообразны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2