Сибирские огни, 1988, № 1
работать за слесарным верстаком или на токарном станке, чтобы ему было легче в жизни, чтобы он, владея, как говорили в старину, рукомеслом, чувствовал себя сво боднее и независимее, а привить бедному статистическому школьнику трудовые на выки. Нет, он покидает школу с красивой гербо вой бумагой, что-то зная, чем-то не владея и, как правило, ничего не умея. Он выходит в жизнь коллективистом в том смысле, что трудно противостоит чужому влиянию, ко торое, как мы знаем, не всегда оказывается добрым. Ко всему сказанному следует добавить, что человек, ничего не умеющий, ни разу не порадовавшийся вещи, сделанной своими руками, неминуемо становится потребите лем. А это в свою очередь и для самого че ловека, и для человеческой общности созда ет ряд проблем, главные из которых: разоб щенность, угасающее чувство благодарно сти. Связующая нить всеобщего созидания истончается и грозит разорваться вовсе. Еще недавно для большинства людей было трудно выбросить отслужившую вещь не потому, что она имела какую-то потреби тельскую ценность, а потому, что хранила теплоту рук своего создателя. Это было не практично, но в этом содержалась глубокая человеческая мудрость, высшая в сравнении с примитивным практицизмом. Оказывается, что старые, никому не нужные вещи могут воспитывать доброту, наводить на размыш ление о единстве всего сущего на земле, а по стоянная потребительская жажда рождает жестокость и вандализм. В потребителе та ится разрушитель — это аксиома. Но потре битель не только опасный, он глубоко не счастный человек, ибо он не осуществил се бя на земле как личность, не добавил жизни капли своей уникальности. А теперь давайте подумаем над такими привычными словосочетаниями: «счастливое детство», «дети — единственно привилегиро ванный класс в нашем обществе». С нашей, родительской, точки зрения это не вызывает сомнений. Дети живут лучше нас, лучше едят, красивее одеваются, у них больше раз влечений. Но вот с точки зрения детей это не вы глядит так бесспорно. Во-первых, в слово «счастье» родители и дети вкладывают свой • смысл, а привилегии, которые предоставля ет старшее поколение младшему, не кажут ся второму такими уж привлекательными. «Организованное» счастье вызывает сти хийный протест. Мы, старшие, сознательно или бессознательно стараемся «племя мла дое» отгородить и от него откупиться, чтобы оно не доставляло нам лишних хлопот. Но, может быть, лучше пошире открыть ворота этого всеобщего интерната детства, лишить растущего человека придуманных нами при вилегий, памятуя о том, что ребенок хоть и маленькая, но вселенная и он хочет, чтобы с ним разговаривали на равных! А закончить мне хочется возвращением к далеким сороковым годам, с которыми сов пало мое детство. В сорок восьмом году со мной случилось чрезвычайное происшествие. С ватагой голопузых и привычно не сытых огольцов я бродил по городу. Как мы очу тились возле нашего дома, я не помню. Ско рее всего в надежде разживиться чем-либо съестным. Тихим татем, чтобы никто меня не обнаружил и не приобщил к труду сверх моих постоянных обязанностей, я проскольз нул на кухню, но, к своему разочарованию, ничего съестного не обнаружил. Зато на по доконнике я увидел хозяйственную сумку и торчащий из нее уголок знакомой мне ко сынки. Я понял, что из деревни приехала родственница, человек добрейшей души. Она до сих пор живет в той же деревне, выра стила четверых сыновей, растит внуков... Зная ее скромность и щепетильный харак тер, я специально не называю ее по имени. Ну, так вот. Хотя чужие сумки открывать самое поганое дело, но в ней могла быть краюха хлеба, я не выдержал и открыл. Краюхи там я не обнаружил, но на дне ле жала бумажка, свернутая, как аптечный порошок. Я, конечно, сразу понял, что там деньги. Не помню, было ли у меня внутрен нее борение, когда я разворачивал этот «порошок», но помню, что лежало в нем три двадцатипятирублевых бумажки, одну из них я взял и так напугался, что, не закры вая сумки, опрометью бросился из дома и со двора. Я так быстро бежал по улице, что ватага за мной едва поспевала. А когда я, наконец, запыхавшись, остановился, то мне показалось, что если я разожму кулак, то в нем будет пусто. Но чуда не произошло. Двадцатипятирублевка лежала в кулаке, смятая в тугой комок. Ватага радостно за вопила. Ничего не оставалось, как четверт ную эту потратить. Напомню, что двадцать пять рублей сорок восьмого года соответст вует нынешним двум с полтиной. Конечно, морального смысла поступка это не меняет, лишь дает представление о масштабе цен. Четвертную мы «реализовали» исключи тельно на мороженое, и я вернулся домой поздно вечером с липкими руками. Дом ме ня встретил трауром. В глазах моей бабуш ки и теток было не столько гнева, сколько испуга и недоумения. Родственница чувст вовала себя очень неловко и пыталась меня оправдать. — Сдача есть? — сурово спросила меня бабушка. Сдачи, конечно, никакой не было. — Ну, подожди, вот дед приедет... Ожидание деда, который работал на под собном хозяйстве и приехал через неделю, превратилось в медленную пытку. Не помню точно, был ли я бит, или как-то обошлось, хотя вполне допускаю, что дед меня выпо рол, как было положено в таком случае. Но не это осталось в памяти. Год спустя, с той же примерно ватагой, пошли мы на дровя ной склад, который располагался на берегу Иртыша, в районе улицы Банной (ныне Ко сарева) складывать в поленницы швырок, чтобы заработать. Тогда это делалось очень просто, без волокиты и формальностей. Ес ли пацан или там девчонка хотят зарабо тать, пусть работают. Во-первых, зря не шляются, а во-вторых, деньги в дом. Пусть втягиваются. Работали в тот день мы на со весть. Десятник замерил нашу поленницу и против каждой фамилии проставил по двад цать пять рублей. Фантастическая сумма! И получили мы эти деньги в конторе в тот же вечер. Надо ли рассказывать, с какой гордостью я при нес их домой и отдал бабушке?! — Неужели за один день? — спросила она. — Да,— сказал я.— Устали смертельно. — Конечно. Деньги-то ведь немалые.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2