Сибирские огни, 1988, № 1
предложенные Академией педнаук и Мин- просом, будут воплощены в жизнь. Но я продолжаю сомневаться, создаст ли весь этот комплекс педагогических мер необхо димую обстановку для формирования дея тельной и свободной личности, так необхо димой сегодня стране. Заложит ли школа основу для внутренней независимости че ловека, без которой немыслима независи мость мышления, и создание новой систе мы социальных отношений, в которой бы вопреки едкому замечанию Пушкина не «чин чина почитай», а, действительно, «ум ума почитай»? Пока у меня нет оснований для оптимис тических прогнозов. На чем основаны мои сомнения? Прежде всего на многолетних личных наблюдениях. В свое время мне пришлось поучиться в двух сельских и трех городских школах. Дети мои также учи лись в нескольких городских школах. Так что есть материал и для исторического и, так сказать, для статистического сравне ния. Я не ставлю своей задачей проводить подробный анализ и подвергать критике ни нашу общеобразовательную, ни специаль ную, ни высшую школу. Но в общей си сте-' ме воспитания они занимают такое значи тельное место, что о многих принципиаль ных вопросах говорить, не касаясь школы, просто невозможно. В прессе, в дискуссиях, в частных спорах мы говорим о формировании личности, но подразумеваем под этим нечто абстракт ное, ну, если не абстрактное, то более го'д- ное для теоретических рассуждений, чем для житейской практики. Личность — это что-то вроде элементарной частицы мате рии. Что она существует — это несомнен но, но кто ее видел? Физики? Ну так вот, пусть они этой частицей и занимаются. Личность? Понятно, но у нас коллектив. Огромный отряд пионеров и школьников, или там дошкольников, студентов, строй отрядовцев и т д. И вот так, начиная с самого нежного возраста, с одной стороны какие-то непо нятные личности, а с другой коллектив, «наш сплоченный, здоровый коллектив». Личность? Для некоторых людей в этом чудится отклонение от нормы. Личность — это когда ты в пять лет начинаешь петь басом, или от тебя сами собой загораются вещи, или, наконец, ты хотя бы помнишь себя до рождения. Пусть не такое шаржи рованное, доведенное до абсурдности, но тем не менее понятие личности как чего-то выдающегося и исключительного существу ет в нашем сознании. Но это глубокое за блуждение, и оно очень дорого обходится нашему обществу. Абсолютизация коллек тивистского начала в ущерб личностному становится кладбищем не только неисчис лимого множества нереализованных пре красных идей, несостоявшихся судеб, но и несостоявшихся граждан. Я глубОко убеж ден, что нельзя воспитать гражданина, если с раннего детства ребенка начать водить строем, этим мы постепенно, исподволь, отучаем его брать на себя ответственность. Меня возмущает, когда я слышу сомни тельный афоризм: учите детей коллекти визму, индивидуализму они научатся сами. Мне кажется, что это заблуждение имеет уже сейчас множество негативных' следст вий, опасность которых общество сознает далеко не полностью. Мы как-то незаметно для себя поставили знак тождества между коллективизмом и стадностью. Ибо настоя щим коллективистом делают человека не послушание, а чувство собственного досто инства, самоуважение. Но ведь, что бы мы ни декларировали, наше воспитание ориен тировано прежде всего на послушание. А послушание, как известно, вытравляет из человека не только потребность критически мыслить, но и мыслить вообще. Не в резуль тате ли этого в нашей системе воспитания существуют вещи, противоречащие здраво му смыслу, существуют начинания, кото рые, несмотря на видимую полезность, не могут двинуться далее циркуляра? Мне менее всего хотелось бы теоретизи ровать. Общеизвестно, что в медицине и в педагогике все мы «большие специалисты». Но призвать на помощь здравый смысл, думаю, будет не лишним, тем более что суть происходящей в стране перестройки — это, в конечном итоге, победа здравого смысла во всех сферах нашей жизни. Начну я с вопроса, на который не могу найти ответа в течение трех десятков лет. Почему в наших школах преподавание иностранных языков не дает хотя бы удов летворительных результатов? Посчитайте, сколько миллионов, даж е миллиардов «че ловеко-часов» загублено впустую, приплю суйте к этому миллионы рублей, которые истрачены на подготовку учителей ино странного языка, на их зарплату, попро буйте вообразить моральный ущерб, кото рый наносит специалистам тот факт, что они занимаются бесполезным делом; поду майте о чувстве неполноценности, которое должно неизбежно возникнуть у учащегося, не усвоившего предмета. Вопрос этот дав но перешел в разряд риторических. Но все же я на уровне своего дилетант ского разумения рискну на него ответить. Мне кажется, здесь мы имеем дело с на рушением принципа, аналогичного медицин скому, когда врач лечит болезнь, а не боль ного. Сотни тысяч учителей не учат ребят немецкому, английскому, французскому, а осуществляют программу всеобщего сред него образования, которое включает и изу чение иностранного языка (есть, конечно, исключения, но они лишь подтверждают правило). А когда ученики, предчувствуя нулевой результат, резонно спрашивают, зачем на это дело попусту терять время, им солидно отвечают: «Каждый интелли- . гентный человек должен владеть» и так д а лее. Все это выше человеческого Понима ния. Это бесцельное занятие, которое госу дарству обходится в немалую сумму, или надо прекратить, или поправить дело ко ренным образом. Так подсказывает здра вый смысл. Но если, «не владея», хотя и с чувством неполноценности, жить можно, то не умея, ничего не умея? Очень бы хотел ск азать— нельзя, но это будет неправдой— можно!!! К нашему глубокому сожале нию— можно! Может быть, поэтому до сих пор политехническое обучение в общеобра зовательных школах влачит жалкое суще-' ствование. И дело тут не только в матери альной базе, на которую принято ссылать- ' ся, а главным образом в том, что не Ива^- нова, Петрова и Сидорова Надо научить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2