Сибирские огни, 1988, № 1

очень, и просто плохое. И что, мол, так бы­ ло от веку. Я не предполагаю, что мои наблюдения и рассуждения дадут рецепт, что надо де­ лать родителям, чтобы у них не возникло проблем с детьми. Или какую систему вос­ питания должно выработать общество, что­ бы она давала как можно меньше социаль­ ного брака. Это было бы чересчур самона­ деянным, а проблема выглядела бы слишком упрощенно. Но я думаю об этом, как думают миллио­ ны родителей, потому что мне совсем не безразлично, будут ли счастливы мои дети, мои внуки, потому что от этого, в конеч­ ном итоге, зависит и духовное, и матери­ альное содержание всей нашей жизни. Но возвратимся к концу сороковых го­ дов. Люди старшего поколения знают, как жестко в те годы была регламентирована жизнь взрослого человека и как неумоли­ мо пресекалась любая попытка нарушить эту регламентацию. Но при этом, или даже в силу этого обстоятельства, у подрастаю­ щего поколения того времени было значи­ тельно большее число степеней свободы, чем у сегодняшнего. Во всяком случае между нами и тогдаш­ ней жизнью со всеми ее противоречиями и драматизмом не было никакого зазора, ни­ какого предохранения, никакой соломки, мы воспринимали ее во всем многообразии без толкователей и посредников. Мы очень рано вставали перед ответственностью вы­ бора. Чтобы не быть обвиненным в идеали­ зации собственного детства, скажу, что риск покатиться по скользкой дорожке был весьма велик. Мы очень рано узнавали, откуда берутся дети, случалось, играли в азартные игры: в чику, пристенок, да и картишками баловались. Знали мы и «на- шекуров» (по-теперешнему, наркоманов) с нашей улицы, весьма, правда, немногочис­ ленных в то время. И что же? Бесхозная по нынешним по­ нятиям ребятня, воспитанная часто без от­ цов, без жесткой родительской опеки, вос­ питанная чуть ли не в полном смысле ули­ цей, переполненной разного рода соблазна­ ми и, что называется, дурными примерами, в подавляющем большинстве выросла в нормальных советских людей. Они создали крепкие семьи, хорошо исполняют дело, которое для себя избрали, есть среди нас и инженеры, и учителя, и летчики, и офи­ церы, есть музыкант судоводитель, наши ребята входят в костяк рабочего класса близлежащих предприятий. Например, Сиб- завода, завода им. Куйбышева, суконной фабрики. И все это народ с двух-трех Северных улиц, со многими из них я нет-нет да и встречаюсь, то на остановке, то в город­ ском транспорте. Мы не здороваемся и не разговариваем, потому что в свое время, лет этак сорок назад, как говорится, «не были представлены», по по-прежнему, не­ смотря на возрастные изменения, узнаем друг друга, и при этом что-нибудь далекое вспоминается. С удивлением обнаружива­ ешь, что лысый грузный дядька, вошедший в автобус, в котором ты едешь с работы, был лет тридцать пять назад твоим про­ тивником, когда вы тряпичным мячом иг­ рали улица на улицу в футбол. Неужели это он? И вздохнешь. Или встретишь мо­ ложавую бабушку, которая дружила с тво­ им одноклассником, но вышла замуж... Те­ перь уж е не имеет никакого значения, за кого она вышла замуж. Совсем не обязательно разговаривать с человеком, чтобы в общих чертах предста­ вить, как у него сложилась жизнь. Во вся­ ком случае, определить сошедшего с круга нетрудно... И мне отрадно, что большин­ ство моих ровесников живет нормальной жизнью. Конечно, я никакими цифрами не располагаю, исхожу только из своих на­ блюдений. Ими ж е я руководствуюсь, ког­ да говорю, что судьба поколения, которое на двадцать и более лет моложе моего, ко­ торое родилось и выросло после войны и воспитывалось в относительном достатке,—. драматичней и противоречивей. Впрочем, об этом говорят и социологические иссле­ дования. Д а, собственно, это — наши дети, и мы должны иметь ясное представление, какие они и почему именно такие. А вот здесь, мне кажется, аналитическое начало в нас подавляется эмоциональным. Мы не столько размышляем, сколько сте­ наем: «Как же так? Кто же мог подумать? Д а я все силы... О, неблагодарный! Мы в ваши годы!..» Вот тут, я думаю, самое время произне­ сти хрестоматийную фразу, которую так любят учителя средних школ: «Гайдар в ваши годы командовал полком». Эта фраза очень важна. Она является ключом для всей нынешней неоднозначной молодежной ситуации. И, кажется, что стоит этим клю­ чом прикоснуться к проблеме, а именно: предоставить этот самый полк, например, пятнадцатилетнему пареньку, как вопрос сам собой снимается. Но в том-то и дело, что это не более чем иллюзия. Гайдару в нашем сегодняшнем понимании полка ни­ кто не давал. Он вырос в нем, иначе гово­ ря, Гайдара создала объективная обста­ новка, его время, как она в другое время создала очень симпатичных, но вполне ник­ чемных романтиков, которые ехали в тай­ гу «за туманом». Значит, вопрос не в том, чтобы «пущать или не пущать». Всегда было труднее соз­ дать обстановку, в которой, как в нашем бесхозном детстве, начинали бы действо­ вать силы саморегуляции, укрепляя соци­ альный и нравственный иммунитет. Не при­ зываю ли я все воспитание пустить на са­ мотек? Ни в коем случае. В обществе, ко­ торое озабочено своим будущим, должна сознательно создаваться обстановка, бла­ гоприятная для формирования личности. И в нашей стране этому вопросу всегда придавалось большое значение. Была соз­ дана всесторонне продуманная система воспитания подрастающего поколения. Над ее созданием трудились выдающиеся уче­ ные, замечательные педагоги. Она не од­ нажды, в самую трудную для отечества пору, доказывала свою состоятельность, ей в значительной степени мы обязаны самим понятием «советский человек». Но вот теоретические обоснования, отла­ женная, проверенная система стала давать сбои. Долгое время в это не верилось. Те­ перь это очевидно, мы об этом говорим в полный голос, реформируем общеобразова­ тельную школу, пересматриваем програм­ мы, методику. И я верю,’ что с большим или меньшим успехом все нововведения,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2