Сибирские огни, 1988, № 1
тем, что недостаточно разработаны право вые основы его деятельности. Надо отметить, что при организации всех своих мероприятий фонд опирался на но вый правовой статус самодеятельных ьслу- бов и любительских объединений. Однако в его практике многое вступает в Противо речие с законодательством, регулирующим деятельность подобных объединений. Н а пример, в одном из постановлений прави тельства, вышедшем, правда, еще в начале 30-х годов, но до сих пор никем не отме ненном, содержится такой пункт: «Воспре тить добровольным обществам заниматься производственной и коммерческой деятель ностью, не вытекающей из их основных за дач и имеющих целью лишь получение средств». — Да, ко на Пленуме ЦК КПСС было сказано: «Следует шире применять обще правовой принцип: «Разрешается делать все, что не запрещено законом»,— доказы вают активисты фонда.— А получение средств для нас лишь средство для решения других задач.„ — Но нет у нас пока инструкций,— воз ражают финансисты, юристы, экономисты.— Закон есть закон. По закону контролировать работу добро вольного общества имеет право орган, ут верждающий его устав. В Новосибирске устав ФМИ утвердил горисполком. Так почему ж е руководит фондом горком ком сомола? А можно ли создавать в рамках ФМИ молодежные кооперативы, когда в недав но вышедшем постановлении ясно сказа но, что контролировать и организовывать их работу могут советские и хозяйствен ные органы, но никак не молодежные об щественные организации. Вопросы эти задают многие, и рано или поздно на них предстоит дать ясный от вет. А отвечать придется неминуемо, приво. дя законодательные основы существова ния организаций, подобных фонду, в соответствии с практикой и общим зако нодательством. Ведь даж е создание не большого кооперативного предприятия неизбежно поставит перед его организа торами проблемы приобретения оборудо вания, помещения, сырья и десятки дру гих. Попытка же обхитрить установлен ные правила зачастую чревата уголовным наказанием. На первый взгляд, все эти юридические тонкости кажутся бюрократическим копа нием в мелочах. Но стоят они на повестке дня сейчас, а работники финансовых и юри дических органов отвечают на все эти во просы расплывчато и противоречиво. Ска зывается отсутствие в практике преце дентов— ведь до последнего времени соз дание подобных организаций было делом исключительным. Надежды, связанные с фондом, сегодня прямо зависят и от преодоления подобных «закавык», устранить которые призвал июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС. Ну, а завтра? Может, и не нужным ока жется фонд? Общее помещение? Счет в банке? Если курс на поощрение коопера тивной деятельности, взятый сейчас в стране, сохранится, то, по-видимому, ско ро все эти проблемы будут решаться лю бым молодежным творческим объедине нием. ...Но ведь молодых тянет сюда. Несмот- ря на то, что фонд не деловит, несмот ря на постоянные разногласия между инте ресами объединений — коллективных чле нов ФМИ, между советом (теперь — правлением) и массой. Несмотря на то, что с самого начала его раздирают цент робежные силы. Почему? Главное, тут, видимо, не материальная сторона... Дело — в одной существенной особенности. Читатель уже отметил, видимо, что по со циальному составу в ФМИ входит, в основ ном, творческая молодежь. Именно так: фонд — объединение, дающее возможность общения молодежи, еще не нашедшей при знания в профессиональных творческих сою зах. Это — интеграция будущих профессио налов из разных областей творчества, вмес те с примкнувшими к ним сочувствующими и любителями. Здесь можно общаться от ду ши. Поэтому и притягателен фонд, как отду шина, для общения... Анализ инициатив, рождающихся в моло дежной сфере, имеет ныне особое, политиче ское значение. Мы обязаны заботливо под держать все жизнеспособное, полезное, хо тя и непривычное нам, разглядеть те ростки нового, которые, страдая от сорняков, тя нутся к солнцу. Сначала мне казалось, что фонд — явле ние переходного времени, рожденное пере стройкой. Как только будут найдены новые формы работы, способы осуществления всех замыслов молодежи, он тихо прекратит свое существование. Теперь я убежден, что существует еще один вариант: дом творческой молодежи. Дом общения. Центр пересечения сообща ющихся сосудов. В этом качестве он смо жет найти себя. Не альтернатива молодежному союзу. Дополнение к нему. * Сергей Иванович Шрамко родился в 1955 году в г. Бийске Алтай ского края. Окончил факультет журналистики Уральского государственно го университета. Работает ответственным секретарем многотиражной га зеты «Академстроевец». Публиковался в журналах «Журналист» и «Рабо че-крестьянский корреспондент». Живет в Новосибирске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2