Сибирские огни, 1988, № 1

ция, которая могла бьл напомнить - горожа­ нам о приближении этой знаменательной для новосибирцев даты? Те объемы работы, которые рано или поздно предстоит выполнить для преобра­ жения города, заставляют предположить необходимость создания регионального мо­ нументально - декоративного комбината, где различные организации и ведомства как Новосибирска, так и прилегающих террито­ рий могли бы размещать свои заказы для оперативного изготовления. (Художествен­ ный фонд с этим не справляется из-за не­ хватки материалов и мощностей, да и рас­ ценки его многим не по карману). Такие организации в стране уже есть, на­ пример, московский «Архпроект». Однако практика свидетельствует: «Архпроекту» выгодны объемы солидные, дорогостоящие, уж никак не менее 20 тысяч рублей. Следо­ вательно, из поля его действия автомати­ чески выпадает большинство из перечислен­ ным нами, реально существующих город­ ских нужд. Вот в этом-то промежутке, в нейтральной зоне между индивидуальным дизайном квартиры новосибирца и большим дизайном города и могли бы найти себе применение молодежные архитекторские, дизайнерские и художественные подрядные бригады или объединения, которым по пле­ чу будет оформление не только клубов или кафе, но и театров, улиц, детских площадок и дворов. Там, где человек чувствует «силовое по­ ле» всех людей, живших и работавших до него — у него есть корни, есть Родина для души. Если тебя окружают индустриально­ урбанистические пейзажи, если, похожие друг на друга, высятся вокруг девятиэтаж ­ ные «машины для жилья», душе не на что опереться... Новосибирску очень нужен художник. Город остро нуждается в деятельности таких, как эта, групп. Именно в этом зак­ лючается ответ на вопрос, почему родилась в составе фонда группа визуальных комму­ никаций. Не родиться она не могла. Ну, а вне ФМИ могли бы они найти друг друга? Могли или нет общаться, устраивать вы­ ставки? — До фонда организовать выставку мо­ лодых художников в Новосибирске было крайне сложно, а главное — негде,— р аз­ мышляет член худсовета ФМИ, плакатист и мультипликатор Евгений Белов.— Мы, ко­ нечно, могли предлагать свои работы вы- ставкому Союза художников, но в лучшем случае могли пройти на выставку одна-две, от силы — три работы, а выставки моло­ дежи в Новосибирске не практиковались вообще.... ...Фонд только что въехал тогда в поме­ щение, освободившееся после переезда Дворца бракосочетаний, и залы пустовали. Почему не устроить выставку?! Семеро плакатистов не стремились по­ дать товар лицом. Что у кого было, то и принесли для экспозиции. Дать авторам возможность показать все, что они хотят! — таким был девиз организаторов. Выставка семерых наделала в городе много шума. Да. залы фонда — на бойком месте, хотя не только этим, видимо, объяс- "‘Ш*с^,«4тЬ"^с^ЬЙ^?''ШЬМЖь№Й) й71а- ката, как подсчитали журналисты из «Мо- лодежки», посетило раз в десять больше на­ роду, чем одновременно с нею работавшую экспозицию именитого члена Союза худож ­ ников. Не счесть было отзывов: от востор­ женных («Есть у нас молодые таланты!») до таких — «Глубоко возмущен невежест­ вом организаторов!» Но группа уже закусила удила, уже ро­ дилась. Вошли в нее молодые художники, архитекторы. Дизайнеры с «Электроагрега та» примкнули чуть позже. Приняли устав определились с целями и задачами. Почему все-таки «визуальных коммуника ций»? «Визион» — изображение, «коммуни кации» — связи, сообщения. То есть груп па, которая стремится работать над изоб ражениями, способными быть средствам! информации, общения, человеческих кон тактов. В понятие визуальной коммуника ции входит многое: и инфраструктура го родских пешеходных пространств, и объем но-пространственное оформление кварта лов и улиц с криптограммами-указателями и реклама, и театральная афиша, и архитск тура малых форм — спортивно-игровые комплексы, скамейки, подпорные стенки оформление дворов и т. п. И, конечно, наг лядная агитация... Мы давно уже ругаем нашу наглядную агитацию, не способную агитировать: уста­ ревшие лозунги, добры молодцы с оловян­ ными глазами — мы проходим мимо них, не замечая. Может, воспитанные на эстетике телевидения и кино, нуждаемся в других призывах? Нужен новый, может быть, «перпендику­ лярный» существующему, подход к реше­ нию агитационных задач, выдвинутых на­ ступившим временем обновления. И они ищут его, ребята из группы ВК... Чтобы «зеленые замыслы встали, как пла­ мень», чтобы Новосибирск помог вопло­ титься этим замыслам не на бумаге, а на детских площадках, на улицах, во дворах — в стекле, дереве, бетоне и камне, чтоб не в единственном экземпляре, а в тысячных ти ражах расходились лучшие из их плакатов чтобы в городских витринах, витражах уличных указателях чувствовали мы вдох новение художников, для этого нужно од но: пусть они почувствуют веру в себя осознают свою необходимость для города. Из статьи Е. Белова в журнале «Моло­ дой коммунист»: «Мы считаем, что надо думать. Думать, как построен лозунг, чтобы он был понятен, предметен, информативен, работал, будил мысль. Проще всего делать это по старинке, ис­ пользуя приевшиеся, уже не срабатываю­ щие формы. Но мы не хотим жить спокойно, тиражи­ руя стандартные решения»... Сказано по большому счету. Верю, что они не успокоятся, хотя бы до тех пор, по­ ка не пройдет молодость. Они будут рабо­ тать, будут зарабатывать гонорары и синя-'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2