Сибирские огни, 1988, № 1
ция, которая могла бьл напомнить - горожа нам о приближении этой знаменательной для новосибирцев даты? Те объемы работы, которые рано или поздно предстоит выполнить для преобра жения города, заставляют предположить необходимость создания регионального мо нументально - декоративного комбината, где различные организации и ведомства как Новосибирска, так и прилегающих террито рий могли бы размещать свои заказы для оперативного изготовления. (Художествен ный фонд с этим не справляется из-за не хватки материалов и мощностей, да и рас ценки его многим не по карману). Такие организации в стране уже есть, на пример, московский «Архпроект». Однако практика свидетельствует: «Архпроекту» выгодны объемы солидные, дорогостоящие, уж никак не менее 20 тысяч рублей. Следо вательно, из поля его действия автомати чески выпадает большинство из перечислен ным нами, реально существующих город ских нужд. Вот в этом-то промежутке, в нейтральной зоне между индивидуальным дизайном квартиры новосибирца и большим дизайном города и могли бы найти себе применение молодежные архитекторские, дизайнерские и художественные подрядные бригады или объединения, которым по пле чу будет оформление не только клубов или кафе, но и театров, улиц, детских площадок и дворов. Там, где человек чувствует «силовое по ле» всех людей, живших и работавших до него — у него есть корни, есть Родина для души. Если тебя окружают индустриально урбанистические пейзажи, если, похожие друг на друга, высятся вокруг девятиэтаж ные «машины для жилья», душе не на что опереться... Новосибирску очень нужен художник. Город остро нуждается в деятельности таких, как эта, групп. Именно в этом зак лючается ответ на вопрос, почему родилась в составе фонда группа визуальных комму никаций. Не родиться она не могла. Ну, а вне ФМИ могли бы они найти друг друга? Могли или нет общаться, устраивать вы ставки? — До фонда организовать выставку мо лодых художников в Новосибирске было крайне сложно, а главное — негде,— р аз мышляет член худсовета ФМИ, плакатист и мультипликатор Евгений Белов.— Мы, ко нечно, могли предлагать свои работы вы- ставкому Союза художников, но в лучшем случае могли пройти на выставку одна-две, от силы — три работы, а выставки моло дежи в Новосибирске не практиковались вообще.... ...Фонд только что въехал тогда в поме щение, освободившееся после переезда Дворца бракосочетаний, и залы пустовали. Почему не устроить выставку?! Семеро плакатистов не стремились по дать товар лицом. Что у кого было, то и принесли для экспозиции. Дать авторам возможность показать все, что они хотят! — таким был девиз организаторов. Выставка семерых наделала в городе много шума. Да. залы фонда — на бойком месте, хотя не только этим, видимо, объяс- "‘Ш*с^,«4тЬ"^с^ЬЙ^?''ШЬМЖь№Й) й71а- ката, как подсчитали журналисты из «Мо- лодежки», посетило раз в десять больше на роду, чем одновременно с нею работавшую экспозицию именитого члена Союза худож ников. Не счесть было отзывов: от востор женных («Есть у нас молодые таланты!») до таких — «Глубоко возмущен невежест вом организаторов!» Но группа уже закусила удила, уже ро дилась. Вошли в нее молодые художники, архитекторы. Дизайнеры с «Электроагрега та» примкнули чуть позже. Приняли устав определились с целями и задачами. Почему все-таки «визуальных коммуника ций»? «Визион» — изображение, «коммуни кации» — связи, сообщения. То есть груп па, которая стремится работать над изоб ражениями, способными быть средствам! информации, общения, человеческих кон тактов. В понятие визуальной коммуника ции входит многое: и инфраструктура го родских пешеходных пространств, и объем но-пространственное оформление кварта лов и улиц с криптограммами-указателями и реклама, и театральная афиша, и архитск тура малых форм — спортивно-игровые комплексы, скамейки, подпорные стенки оформление дворов и т. п. И, конечно, наг лядная агитация... Мы давно уже ругаем нашу наглядную агитацию, не способную агитировать: уста ревшие лозунги, добры молодцы с оловян ными глазами — мы проходим мимо них, не замечая. Может, воспитанные на эстетике телевидения и кино, нуждаемся в других призывах? Нужен новый, может быть, «перпендику лярный» существующему, подход к реше нию агитационных задач, выдвинутых на ступившим временем обновления. И они ищут его, ребята из группы ВК... Чтобы «зеленые замыслы встали, как пла мень», чтобы Новосибирск помог вопло титься этим замыслам не на бумаге, а на детских площадках, на улицах, во дворах — в стекле, дереве, бетоне и камне, чтоб не в единственном экземпляре, а в тысячных ти ражах расходились лучшие из их плакатов чтобы в городских витринах, витражах уличных указателях чувствовали мы вдох новение художников, для этого нужно од но: пусть они почувствуют веру в себя осознают свою необходимость для города. Из статьи Е. Белова в журнале «Моло дой коммунист»: «Мы считаем, что надо думать. Думать, как построен лозунг, чтобы он был понятен, предметен, информативен, работал, будил мысль. Проще всего делать это по старинке, ис пользуя приевшиеся, уже не срабатываю щие формы. Но мы не хотим жить спокойно, тиражи руя стандартные решения»... Сказано по большому счету. Верю, что они не успокоятся, хотя бы до тех пор, по ка не пройдет молодость. Они будут рабо тать, будут зарабатывать гонорары и синя-'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2