Сибирские огни, 1988, № 1

— Вот это мы по улице Ленина рекон­ струкцию делали. Это проект Зубовской площади в Москве. Это оперный. На наш взгляд, было бы интересно дополнить это пространство вот таким объемом. Это мы в японском конкурсе играли. Давай, думаем, сыграем, ну и послали... «Сыграем» — это, похоже, любимое сло­ вечко. А обозначает оно возможность по­ слать проект на объявленный конкурс. Они уже во многих конкурсах «играли». Правда, пока без побед, но победы рождаются из поражений. Сегодня можно говорить, что их уже признали. В последнем номере журнала «Архитектура» за прошлый год им отдали три разворота. Как о талантливых и пер­ спективных, о них сказано в первых номе­ рах журналов «Советский Союз» и «Совьет лайф» за 1987 год. Выставка их проектов побывала после Новосибирска в Барнауле, Москве, а сейчас вместе с другими работа­ ми советской молодежи представляет архи­ тектуру страны в Чехословакии. Но все их проекты пока — «бумажная архитектура». Кроме разработки застройки колхоза «Большевик», сделанной еще когда они работали в институте Межколхозпро- ект, вместе с погибшим на пожаре Сергеем Гуляйкиным — талантливым архитектором, которого они считают своим духовным от­ цом. Почему проекты остаются на бумаге? Не оттого, что они не реализуемы,— просто туда заложены такие идеи, которые кажут­ ся жюри неосуществимыми на сегодняш­ ний день. Прошлой осенью им, правда, предложи­ ли уже конкретный заказ — разработать интерьеры молодежного клуба локомотив­ ного депо. К Новому году они выдали ра­ бочие чертежи, сейчас по ним уже изгото­ вили стойки, ограждения, ковровые покры­ тия, оригинальные светильники ^(«электри- ку» — уточняет Мизин). Есть заказ от Дзержинского МЖК на благоустройство целого микрорайона — организаторы МЖК хотят внутри комплек- са получить зону, где «человеку было бы уютно». Авторы этой работы — Андрей Чернов, Сергей Гребенников и Юрий Цвет­ ков — сумели оригинально переосмыслить многие традиционные для крупнопанельных застроек решения и, как говорится, «угоди­ ли» заказчикам. Сегодня они думают о создании хозрас­ четной подрядной артели, работающей на принципах самоокупаемости, которая мог­ л а бы брать подряды на проектирование, вела бы работы по дизайну города. Дело — за утверждением расценок. — У нас есть доьоворенность с ТОМом — творческим объединением мастеров при фонде,— делится Слава.— Мы даем проект, они — внутреннее оформление. Словом, есть о чем говорить. Ну, а фонд? — А что фонд? — скучнеет собеседник. — ФМИ, что может, делает... !• Из дальнейшей беседы выяснилось, что руководитель группы Андрей Кузнецов пол­ года оформляет документы на мастерскую, хотя, может, мастерская — это слишком громко,— словом, на помещение в подва­ ле. — Без фонда с ним вообше бы говорить никто не стал! — защищает, без особого, правда, энтузиазма, позиции Мизин. А разговор движется дальше. Переходя с одной темы на другую, то шутя, то всерь­ ез, мы говорим о цене успеха и убеждений, о несовершенстве достижений и полноте не­ удач, о том, что волновало испокон веков каждого, кто решался вынести на суд люд­ ской работу своей души. Позже, уже дома, размышляю; всегда ли, в погоне за выразительным, эффектным решением, желая «таранным» способом при­ влечь внимание зрителя, помнят они о че­ ловеке, которому придется жить и работать в спроектированных зданиях, о традициях культурного наследия? Вопрос для меня после общения с ребятами остался откры­ тым. Но в целесообразности, жизненной не­ обходимости их объединения уверен на сто процентов. Одно из важнейших доказа­ тельств — на виду у всех жителей нашего города... На сотни квадратных километров раски­ нулись кварталы, и более половины город­ ских построек возведены в последние трид­ цать лет, в «эру» крупнопанельного домо­ строения. Видимо, поэтому так похожи друг на друга микрорайоны Затулинки и Дзержинского района, а поселок ОбьГЭС — на Первомайку. Как ни печально, труд­ но говорить о «собственном лице» Новоси­ бирска: лишь в середине 70-х годов был ут­ вержден генеральный план его развити я'. Объединить каким-то образом набор за­ строек в единое целое, чтобы восполнить существующую ущербность, способен город­ ской дизайн, т. е. «целенаправленная худо­ жественно - прикладная деятельность» по оформлению улиц, площадей, дворов, в со­ ответствии с общей идеей стиля города. По мнению многих архитекторов и ху­ дожников, если эта среда не успела сло­ житься стихийно, историческим путем, то оправданным будет задуматься о созна­ тельном ее переустройстве, способном ис­ кусственным образом привести к тому же или подобному результату. Умное оформ­ ление пешеходных пространств рекламой, объемно-пространственными криптограмма­ ми (что и где купить, куда пойти, что ин­ тересного сейчас в городе?), наглядной аги­ тацией, скамейками и скамеечками, скульп­ турой, малыми формами и т. д.— вот что могло бы дать такой эффект. А наша световая реклама? Д а и реклама ли это? Над площадью Маркса по ночам долгие годы пылают неизвестно к кому об­ ращенные призывы: «Звоните при пожаре по телефону 01» и «Храните деньги в сбе­ регательной кассе». Нет фактически в го­ роде оперативной торговой, театральной, кинорекламы, рекламы городского сервиса и эстрады. Та же, что есть, как правило, низкопробна, неэстетична и нередко дейст­ вует вопреки своим целям. Лишь в последние годы, и то под давле­ нием автолюбителей и ГАИ, в Новосибир­ ске стали появляться криптограммы-указа­ тели; «Вилка с ножом», «Ножницы и гребе­ шок», «Чашка чаю» и т. д. Но и тут работы для творческой фантазии непочатый край. В скором будущем Новосибирск отмечает свой столетний юбилей. Где она, та агита- ' Д о войны ГПП Новосибирска существовать: « о реализован не был.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2