Сибирские огни, 1988, № 1
— Вот это мы по улице Ленина рекон струкцию делали. Это проект Зубовской площади в Москве. Это оперный. На наш взгляд, было бы интересно дополнить это пространство вот таким объемом. Это мы в японском конкурсе играли. Давай, думаем, сыграем, ну и послали... «Сыграем» — это, похоже, любимое сло вечко. А обозначает оно возможность по слать проект на объявленный конкурс. Они уже во многих конкурсах «играли». Правда, пока без побед, но победы рождаются из поражений. Сегодня можно говорить, что их уже признали. В последнем номере журнала «Архитектура» за прошлый год им отдали три разворота. Как о талантливых и пер спективных, о них сказано в первых номе рах журналов «Советский Союз» и «Совьет лайф» за 1987 год. Выставка их проектов побывала после Новосибирска в Барнауле, Москве, а сейчас вместе с другими работа ми советской молодежи представляет архи тектуру страны в Чехословакии. Но все их проекты пока — «бумажная архитектура». Кроме разработки застройки колхоза «Большевик», сделанной еще когда они работали в институте Межколхозпро- ект, вместе с погибшим на пожаре Сергеем Гуляйкиным — талантливым архитектором, которого они считают своим духовным от цом. Почему проекты остаются на бумаге? Не оттого, что они не реализуемы,— просто туда заложены такие идеи, которые кажут ся жюри неосуществимыми на сегодняш ний день. Прошлой осенью им, правда, предложи ли уже конкретный заказ — разработать интерьеры молодежного клуба локомотив ного депо. К Новому году они выдали ра бочие чертежи, сейчас по ним уже изгото вили стойки, ограждения, ковровые покры тия, оригинальные светильники ^(«электри- ку» — уточняет Мизин). Есть заказ от Дзержинского МЖК на благоустройство целого микрорайона — организаторы МЖК хотят внутри комплек- са получить зону, где «человеку было бы уютно». Авторы этой работы — Андрей Чернов, Сергей Гребенников и Юрий Цвет ков — сумели оригинально переосмыслить многие традиционные для крупнопанельных застроек решения и, как говорится, «угоди ли» заказчикам. Сегодня они думают о создании хозрас четной подрядной артели, работающей на принципах самоокупаемости, которая мог л а бы брать подряды на проектирование, вела бы работы по дизайну города. Дело — за утверждением расценок. — У нас есть доьоворенность с ТОМом — творческим объединением мастеров при фонде,— делится Слава.— Мы даем проект, они — внутреннее оформление. Словом, есть о чем говорить. Ну, а фонд? — А что фонд? — скучнеет собеседник. — ФМИ, что может, делает... !• Из дальнейшей беседы выяснилось, что руководитель группы Андрей Кузнецов пол года оформляет документы на мастерскую, хотя, может, мастерская — это слишком громко,— словом, на помещение в подва ле. — Без фонда с ним вообше бы говорить никто не стал! — защищает, без особого, правда, энтузиазма, позиции Мизин. А разговор движется дальше. Переходя с одной темы на другую, то шутя, то всерь ез, мы говорим о цене успеха и убеждений, о несовершенстве достижений и полноте не удач, о том, что волновало испокон веков каждого, кто решался вынести на суд люд ской работу своей души. Позже, уже дома, размышляю; всегда ли, в погоне за выразительным, эффектным решением, желая «таранным» способом при влечь внимание зрителя, помнят они о че ловеке, которому придется жить и работать в спроектированных зданиях, о традициях культурного наследия? Вопрос для меня после общения с ребятами остался откры тым. Но в целесообразности, жизненной не обходимости их объединения уверен на сто процентов. Одно из важнейших доказа тельств — на виду у всех жителей нашего города... На сотни квадратных километров раски нулись кварталы, и более половины город ских построек возведены в последние трид цать лет, в «эру» крупнопанельного домо строения. Видимо, поэтому так похожи друг на друга микрорайоны Затулинки и Дзержинского района, а поселок ОбьГЭС — на Первомайку. Как ни печально, труд но говорить о «собственном лице» Новоси бирска: лишь в середине 70-х годов был ут вержден генеральный план его развити я'. Объединить каким-то образом набор за строек в единое целое, чтобы восполнить существующую ущербность, способен город ской дизайн, т. е. «целенаправленная худо жественно - прикладная деятельность» по оформлению улиц, площадей, дворов, в со ответствии с общей идеей стиля города. По мнению многих архитекторов и ху дожников, если эта среда не успела сло житься стихийно, историческим путем, то оправданным будет задуматься о созна тельном ее переустройстве, способном ис кусственным образом привести к тому же или подобному результату. Умное оформ ление пешеходных пространств рекламой, объемно-пространственными криптограмма ми (что и где купить, куда пойти, что ин тересного сейчас в городе?), наглядной аги тацией, скамейками и скамеечками, скульп турой, малыми формами и т. д.— вот что могло бы дать такой эффект. А наша световая реклама? Д а и реклама ли это? Над площадью Маркса по ночам долгие годы пылают неизвестно к кому об ращенные призывы: «Звоните при пожаре по телефону 01» и «Храните деньги в сбе регательной кассе». Нет фактически в го роде оперативной торговой, театральной, кинорекламы, рекламы городского сервиса и эстрады. Та же, что есть, как правило, низкопробна, неэстетична и нередко дейст вует вопреки своим целям. Лишь в последние годы, и то под давле нием автолюбителей и ГАИ, в Новосибир ске стали появляться криптограммы-указа тели; «Вилка с ножом», «Ножницы и гребе шок», «Чашка чаю» и т. д. Но и тут работы для творческой фантазии непочатый край. В скором будущем Новосибирск отмечает свой столетний юбилей. Где она, та агита- ' Д о войны ГПП Новосибирска существовать: « о реализован не был.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2