Сибирские огни, 1988, № 1
идеи, подсказать, куда двигаться дальше. Может, и поэтому еще фонд оказался спо собным собрать в закрома все те плоды, что рождались как бы беспризорно, были полулегальными и оттого, наверно, каза лись слаще, привлекательнее для человека ищущего, самодеятельного, не успевшего утвердиться в убеждениях и вкусах. Социологией еще недостаточно изучены причины, побуждающие молодежь к соз данию всевозможных формирований, объ единений, клубов. Но, безусловно, важней шая из них — потребность в условиях для самореализации личности в различных об ластях. Согласно шуточному «закону сохранения инициативы», выведенному новосибирски ми молодыми физиками, отсутствие ини циативы в одном месте лишь доказывает ее проявление в другом. Д ва года сущест вования ФМИ показали, что пассивность молодежи, о которой столько говорилось с различных трибун, в том числе и с трибуны XX съезда ВЛКСМ, не является фаталь ной неизбежностью. Давно уже следовало осознать, что работа с молодыми формаль на, отстает от потребностей дня, что не хватает в ней настоящей романтики, пони мания нынешней шкалы ценностей и инте ресов этого поколения, нет ясного пред ставления о его роли в современном обще стве. «Мы хотим, чтобы вы были активными, сознательными участниками перестройки,— подчеркнул, обращаясь к делегатам XX съезда и комсомолу страны, Генеральный секретарь партии М. С. Горбачев.— Сегод ня советская молодежь должна быть твор ческой силой обновления общества, опорой перестройки, особенно в трудовых коллек тивах, где «идет борьба разбуженной инициативы трудящихся со всем застой ным, что отвергнуто самой жизнью». Но сказано это было в 1987 году, а фонд возник еще до XXVII съезда КПСС, дав шего концепцию перестройки. ФМИ был одним из самых первых отрядов, пустив шихся по целине прео^аазований. Видимо, поэтому трудно было обойтись без оши бок... Всколыхнуть молодежь он сумел. Но «медовые» месяцы позади, и те, кто при шли в фонд в числе первых, проверили его возможности с практической точки зрения, сегодня не так оптимистичны: — Фонд был задуман как неформальное объединение, а погряз в формализме. И, вообще, какой процент идей действительно был реализован? — эти слова принадле ж ат Валерию Агальцеву, руководителю театра-студии «Импро». А вот что говорит Юрий Цветков, ху дожник - плакатист, член группы визуаль ных коммуникаций ФМИ: — После организации фонда прошло больше года. З а это время я понял, что все мои проблемы мне нужно решать са мому. Обещают много — и печку для об жига керамики после фестиваля балетного искусства сулили (Юрий делал для этого фестиваля керамические сувениры), и с помещением обещали помочь для работы — ведь художник обязательно должен иметь свой угол. А вот чего-то конкретно го пока, кроме выставок, к сожалению, нет... В списках членов ФМИ числюсь, но особой активности проявлять больше не хочу. В выставках принимать участие не отказываюсь... Понадобились не одна встреча и беседа, чтобы понять; фонд — отнюдь не быстро действующий катализатор в реакции осу ществления идей; не живая вода, которая напоит вдохновеньем всю творческую моло дежь города. И уж никак нельзя сравнить ФМИ с ускорителем, способным «разо гнать» до нужной скорости громоздкий и неповоротливый механизм разрешающих и запрещающих инстанций, на шестернях которого устало останавливается Дело... 2. ГРУППА «Только в играх ребенок учится быть человеком». в. О л ь ш а н с к и й И з-за кульманов не видно голов. Только несколько пар ног неторопливо пересту пают то взад, то вперед, будто исполняя некий ритуальный танец. Громко, не поз воляя расслышать голоса, звучит магни тофон... Пальто, шубы, шапки грудой на валены поверх стола. Здесь, в СКАБ НИСИ (студенческое архитектурно - конструкторское бюро Ново сибирского инженерно - строительного ин ститута) и работают ребята из группы ви зуальных коммуникаций ФМИ — Слава Мизин, Андрей Чернов, Андрей Кузнецов. Во второй комнате кульманов нет — стол, на котором разбросаны негативы чер тежей, листы ватмана, снимки, заполняет четверть площади. Школьная доска на стене еще хранит следы мела. На малень ком столе у перегородки — стаканы с чаем, пепельницы, чайник. Над ними два ярких плаката: антиалкогольный — кен- и140Еаоатэ9Щ^? в> ьЭнхьа.); 'Ы П инКоа и,1 ■ 1 Ш 0 эн и8во?.нав..ч гуру с бутылкой, а в сумке — кенгуренок с пузырьком, и гэдээровский — пузатый монах, раненный стрелой безмятежно уда ляющегося Амура. Когда работа надоеда ет, ребята сходятся сюда со всех концов СКАБ и начинается треп обо всем. О Вы соцком и воображении, о задачах формы и о южноамериканской прозе, о функциях зд а ний и о новом номере «Архитектуры». От философии беседа перебрасывается на внутриполитические темы. И пусть не всег да еще серьезны в спорах аргументы, но чувствуется уже, что у каждого есть свои позиции, пристрастия, характер... Так как с рабочими помещениями у ре бят туго, то собираются, думают, назнача ют встречи, чертят и рисуют они здесь. Рассматриваю груды эскизов и чертежей, на просвет гляжу слайды плакатов. Слава Мизин дает пояснения: .'д ■Г- -П1 -■ I — Л '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2