Сибирские огни, 1988, № 1

идеи, подсказать, куда двигаться дальше. Может, и поэтому еще фонд оказался спо­ собным собрать в закрома все те плоды, что рождались как бы беспризорно, были полулегальными и оттого, наверно, каза­ лись слаще, привлекательнее для человека ищущего, самодеятельного, не успевшего утвердиться в убеждениях и вкусах. Социологией еще недостаточно изучены причины, побуждающие молодежь к соз­ данию всевозможных формирований, объ­ единений, клубов. Но, безусловно, важней­ шая из них — потребность в условиях для самореализации личности в различных об­ ластях. Согласно шуточному «закону сохранения инициативы», выведенному новосибирски­ ми молодыми физиками, отсутствие ини­ циативы в одном месте лишь доказывает ее проявление в другом. Д ва года сущест­ вования ФМИ показали, что пассивность молодежи, о которой столько говорилось с различных трибун, в том числе и с трибуны XX съезда ВЛКСМ, не является фаталь­ ной неизбежностью. Давно уже следовало осознать, что работа с молодыми формаль­ на, отстает от потребностей дня, что не хватает в ней настоящей романтики, пони­ мания нынешней шкалы ценностей и инте­ ресов этого поколения, нет ясного пред­ ставления о его роли в современном обще­ стве. «Мы хотим, чтобы вы были активными, сознательными участниками перестройки,— подчеркнул, обращаясь к делегатам XX съезда и комсомолу страны, Генеральный секретарь партии М. С. Горбачев.— Сегод­ ня советская молодежь должна быть твор­ ческой силой обновления общества, опорой перестройки, особенно в трудовых коллек­ тивах, где «идет борьба разбуженной инициативы трудящихся со всем застой­ ным, что отвергнуто самой жизнью». Но сказано это было в 1987 году, а фонд возник еще до XXVII съезда КПСС, дав­ шего концепцию перестройки. ФМИ был одним из самых первых отрядов, пустив­ шихся по целине прео^аазований. Видимо, поэтому трудно было обойтись без оши­ бок... Всколыхнуть молодежь он сумел. Но «медовые» месяцы позади, и те, кто при­ шли в фонд в числе первых, проверили его возможности с практической точки зрения, сегодня не так оптимистичны: — Фонд был задуман как неформальное объединение, а погряз в формализме. И, вообще, какой процент идей действительно был реализован? — эти слова принадле­ ж ат Валерию Агальцеву, руководителю театра-студии «Импро». А вот что говорит Юрий Цветков, ху­ дожник - плакатист, член группы визуаль­ ных коммуникаций ФМИ: — После организации фонда прошло больше года. З а это время я понял, что все мои проблемы мне нужно решать са­ мому. Обещают много — и печку для об­ жига керамики после фестиваля балетного искусства сулили (Юрий делал для этого фестиваля керамические сувениры), и с помещением обещали помочь для работы — ведь художник обязательно должен иметь свой угол. А вот чего-то конкретно­ го пока, кроме выставок, к сожалению, нет... В списках членов ФМИ числюсь, но особой активности проявлять больше не хочу. В выставках принимать участие не отказываюсь... Понадобились не одна встреча и беседа, чтобы понять; фонд — отнюдь не быстро­ действующий катализатор в реакции осу­ ществления идей; не живая вода, которая напоит вдохновеньем всю творческую моло­ дежь города. И уж никак нельзя сравнить ФМИ с ускорителем, способным «разо­ гнать» до нужной скорости громоздкий и неповоротливый механизм разрешающих и запрещающих инстанций, на шестернях которого устало останавливается Дело... 2. ГРУППА «Только в играх ребенок учится быть человеком». в. О л ь ш а н с к и й И з-за кульманов не видно голов. Только несколько пар ног неторопливо пересту­ пают то взад, то вперед, будто исполняя некий ритуальный танец. Громко, не поз­ воляя расслышать голоса, звучит магни­ тофон... Пальто, шубы, шапки грудой на­ валены поверх стола. Здесь, в СКАБ НИСИ (студенческое архитектурно - конструкторское бюро Ново­ сибирского инженерно - строительного ин­ ститута) и работают ребята из группы ви­ зуальных коммуникаций ФМИ — Слава Мизин, Андрей Чернов, Андрей Кузнецов. Во второй комнате кульманов нет — стол, на котором разбросаны негативы чер­ тежей, листы ватмана, снимки, заполняет четверть площади. Школьная доска на стене еще хранит следы мела. На малень­ ком столе у перегородки — стаканы с чаем, пепельницы, чайник. Над ними два ярких плаката: антиалкогольный — кен- и140Еаоатэ9Щ^? в> ьЭнхьа.); 'Ы П инКоа и,1 ■ 1 Ш 0 эн и8во?.нав..ч гуру с бутылкой, а в сумке — кенгуренок с пузырьком, и гэдээровский — пузатый монах, раненный стрелой безмятежно уда­ ляющегося Амура. Когда работа надоеда­ ет, ребята сходятся сюда со всех концов СКАБ и начинается треп обо всем. О Вы­ соцком и воображении, о задачах формы и о южноамериканской прозе, о функциях зд а­ ний и о новом номере «Архитектуры». От философии беседа перебрасывается на внутриполитические темы. И пусть не всег­ да еще серьезны в спорах аргументы, но чувствуется уже, что у каждого есть свои позиции, пристрастия, характер... Так как с рабочими помещениями у ре­ бят туго, то собираются, думают, назнача­ ют встречи, чертят и рисуют они здесь. Рассматриваю груды эскизов и чертежей, на просвет гляжу слайды плакатов. Слава Мизин дает пояснения: .'д ■Г- -П1 -■ I — Л '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2