Сибирские огни, 1988, № 1
ния не в силах отказать>ся от них, и нарастает вежливое взаимонепонимание поколений разных эпох. Это же картина целого общества на переломном этапе! Аглаида Васильевна поскорее увезла сына с приятелем в город, потому что их от кровенные разговоры с крестьянами закончились тем, что кое-кто бросил работать, а кто-то поджег скирду с хлебом. Она выговаривала Тёме и Корневу: — ...и вы теперь видите, как легко вызвать в народе ложные надежды, удовлетво рить которые не в вашей власти. А наедине отчитала сына еще резче: — Пойми же, наконец, что нет несноснее, нет отвратительнее, нет пошлее, наконец, человека, всю жизнь изощряющегося над бесплодными решениями вопросов. Карташёв недоволен матерью, и это ему неприятно. Но вот он слушает лекцию передового учителя Леонида Николаевича: — В настоящее время зарождается новое учение опростителей — народников, уче ние, по своей нетерпимости, носящее все признаки отупения, те признаки, которые так характерны в изуверствах наших раскольников, в поклонниках Мекки и в ревни телях схоластической школы. Карташёв даже обрадовался словам учителя; они чем-то были схожи со взглядами Аглаиды Васильевны и выводили его из неприятной ему оппозиции к матери. «Леонид Николаевич кончил, и гром аплодисментов посыпался по зале. Все слилось в это мгновение в выражение горячего одобрения человеку, который дал вдруг всем точно какую-то свежую ванну души... Отрадным было и сознание, что работа над сво им развитием дала плоды — они понимали, интересовались и не только понимали, шли дальше — делали свои выводы, готовы были идти навстречу... И это была не фраза, не раздутое чувство, а искренняя правда, и радость этой правды горела в счастливых глазах юношей». Счастье познания, счастье идейного обогащения превосходно выражено Н. Г. Гари ным-Михайловским. Для него такое счастье, вроде бы все-таки отвлеченное от непо средственных человеческих переживаний, совершенно равно любому другому: счастью любви, счастью дружбы, счастью наслаждения жизнью. И в этом тоже непреходящая ценность «Гимназистов», нравственная близость к нам, к нашему пониманию активной общественной личности. Повесть важна и тем, что показывает сложность идейного становления, борьбы и освоения идей, которым совершенно заказано какое-либо упрощение. Ведь действи тельная сложность заключается в том, что критика народничества с передовых пози ций соединяется в восприятии Тёмы с материнскими взглядами, в основе которых — помещичье недоверие к крестьянам. Этому, вроде бы неестественному, соединению послужила, как мостик, мысль Аглаиды Васильевны, что нельзя болтать о несбыточ ном, нужны дела, практически возможные, а не нафантазированные. Я думаю, понятно, почему Н. К Михайловский так сурово редактировал своего тёзку. В повести «Гимназисты» есть странное примечание автора к лекции Леонида Николаевича против народников: «Очевидный анахронизм, так как начало учения на родников относится к 1877 году». Действие «Гимназистов» завершается в 1871 году, и, в самом деле, публичная критика народничества является здесь анахронизмом, потому что само название «народники» появилось лишь в 1874 году, в связи со знаменитым массовым «хожде нием в народ». Ничем иным этот вполне сознательный анахронизм объяснить нельзя, как тем, что автор счел необходимым выразить свое нынешнее, середины 90-х годов, отношение к этому учению, с которым оказался связанным не столько идеологически, сколько общим сочувствием к угнетенному народу и по сложившимся личным связям. Но почему Гарин назвал не 1874, а 1877 год? Именно в 1877 году появилась в «Отечественных записках» статья Н. К. Михай ловского «К. Маркс перед судом г, Ю. Жуковского». Гарин повел отсчет с этого первого теоретического соприкосновения народничества с марксизмом. Первый том «Капитала» был переведен Н. Ф. Даниельсоном и издан в России в 1872 году при полном спокойствии цензуры, которая за экономическими выкладка ми, не касающимися России, не узрела ничего подрывного. Н. К. Михайловский тогда откликнулся в «Отечественных записках» сочувственной рецензией «По поводу рус- 0^40 КардаМяркс¾^ ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2