Сибирские огни, 1988, № 1
в трех десятках слов вмещено и то, что именно Писарев дал толчок к новым по знаниям, и очерчен круг, чтения, и с юмором выявлено, что пока Тёма в многосложно- сти прочитанного ухватывает лишь занимательные вершки. В «Гимназистах» описывается эпоха, наиболее неблагоприятная для учащихся, ког да увеличили часы на латынь и греческий за счет живых наук, ввели штат инспекторов- надзирателей. С горькой иронией дается в повести такая деталь: «Всем генералам гимназисты должны были кланяться, но непредупрежденные генералы только с удив- акнием провожали глазами маленького, нагруженного своим ранцеМ, гимназистика в длиннополой шинели, когда тот усердно вдруг стаскивал свою шапку». Но Гарин вовсе не склонен видеть в гимназии лишь средоточие зла и реакции. Для него ценно уже само систематическое образование, которое она, конечно же, давала, несмотря на все свои пороки. Но еще важнее для Гарина коллективный характер образования, взаимовлияние, взаимообогащение,— прекрасная черта любой школы, не уничтожимая никакими реакционными мерами. Такая трактовка гимназии — редчайший мотив в классической русской литературе. Это собственное, личное, что внес в нее Гарин от своего коллективистского характера и опыта жизни. «В гимназии было веселее, чем дома, хотя гнет и требования гимназии были тяж е лее, чем требования семьи. Но там жизнь шла на людях. В семье каждого интерес был только его, а там гимназия связывала интересы всех. Дома борьба шла глаз на глаз, й интереса в ней было мало: все новаторы, каждый порознь в своей семье, чувствовали свое бессилие, в гимназии чувствовалось такое же бессилие, но тут работа шла сообща, был полный простор критике, и никому не дороги были те, кого разбирали. Тут можно было без оглядки, чтобы не задеть больного чувства того или другого из компании, при меривать тот теоретический масштаб, который постепенно вырабатывала себе компания». Не менее важный мотив в «Гимназистах» — процесс складывания у юношей миро воззрения. Есть в повести блистательный эпизод, рисующий перелом в общественном сознании конца 60-х гг. Эпизод в имении Карташёвых. Крестьяне — уже не крепостные, а арен даторы помещичьей земли, прежние слуги остались, но теперь работают по найму. У Карташёвых гостит Тёмин друг Корнев. Старый слуга Степан предупредительно подал Корневу стул. «— Очень вам благодарен,— расшаркался перед ним Корнев. И когда все рассмея лись, он прибавил полушутя, полураздраженно: — Я решил отучивать его от любезно стей двойной любезностью. Корнев раздраженными глазами стерег Степана и чуть что — сам спешил на по мощь... «Степан, блюдечко дай» — и Корнев стремительно бросаакя к блюдечку, рас шаркивался перед озадаченным Степаном и подавал, кому следовало, блюдечко... Он расшалился до того, что, когда Степан все-таки успел ему что-то подать, вскочил и протянул ему руку. Степан сперва опешил, затем бросился целовать руку. — Не надо,— с комическим достоинством ответил Корнев, ограничившись пожатием. — Он вам протянет когда-нибудь руку при гостях,— заметила Аглаида Васильевна. — Что ж? Поверьте, с удовольствием пожму. Степан поднес Корневу блюдо с пирожным. — Благодарю покорно... Дай бог вам и вашим деткам много лет здравствовать,— Корнев вскочил и раскланялся перед Степаном. — И вам, сударь, дай бог... милостивую хозяйку, так чтоб как наши барышни, красавица была, да деток кучу. — Мой друг, это... это... благодарю. Позвольте мне с вами облобызаться?! Корнев вытер салфеткой рот и торжественно расцеловался со Степаном. — А ведь наступят когда-нибудь такие отношения,— заговорил Карташёв. — В раю такой Степан, может быть, выше нас с тобой, мой друг, займет место,— убежденно произнесла Аглаида Васильевна. — На этом основании нельзя ли ему предложить маленький уголок за этим сто лом? — спросил Корнев. — Здесь нельзя,— твердо ответила Аглаида Васильевна. — Маленькая как будто непрямолинейность?..» Очень глубокодонный эпизод: молодежь раздражена унизительными остатками крепостнических привычек, а гуманная, светлая представительница старшего поколе- .«ЙНЛ'аеРНКЕфЭДОМЫПдуЭ ОДЭМН ПЭ4ЭИ Н ЭОЦНВЧЦ'(Н|^1аб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2