Сибирские огни, 1988, № 1

сбережения, и доказывал, что вариант К. Я. Михайловского 1-го грабит казну; он под­ считал затраченные на изыскания собственные деньги и просил возвратить их из премии. Одновременно он опубликовал в «Новом времени» «Письмо в редакцию» за подписью «инженер Михайловский 2-й» и написал еще одну статью для только что приобретенно­ го «Русского богатства» — «Несколько слов о Сибирской железной дороге». Рапорт и эти две статьи он называл «пушками против К. Я.». О столкновении двух Михайловских оживленно спорили в министерстве, и подавляю­ щее мнение было таково; Михайловский 1-й — вор, Михайловский 2-й честный. Что победит: воровство или честность? Михайловский 2-й и в самом министерстве продолжал со всей экспрессивностью биться, фигурально говоря, за Новосибирск, за право этого города на рождение. Вместе с тем, он пропагандировал принципиальную идею, осенившую его в Сибири: «Вопрос здесь в том, как на те же деньги выстроить как можно больше дорог... Ошибка, простительная людям сороковых годов, когда была принята у нас не более узкая колея, подходящая более к карману, а более широкая, подходящая более к крепостнической ширине тех времен, повторяется и в наши дни». Он доказывал, что Сибирская дорога обходится в 60 тысяч рублей верста, а узкоко­ лейка обошлась бы в 35 тысяч, узкоколейный вагон легче на 200 пудов. При той же подъ­ емной силе вагонов непроизводительный груз уменьшается почти на 30%, что дает 60 миллионов рублей в год экономии на перевозках. Он писал; «...хотя и прекраснее и удобнее наша русская, самая широкая в мире ко­ лея, но если она не по средствам и богатейшим в мире странам, если мы не можем вы­ строить в ближайшем будущем всех нужных нам двухсот тысяч верст таких дорог, то надо строить хоть- те дороги, которые мы можем строить и без которых окончательно остановится экономическое развитие страны». Таким образом, в Петербурге он загрузил себя с лихвой, к тому же еще по ночам вычитывал корректуру набранного для «Русского богатства» «Детства Темы» и написал восемнадцать писем разным лицам, с предложением сотрудничать в журнале на паях. Не идеолог, не ведущий автор, он сам собой оказался наилучшим организатором из всех этих почтенных членов редколлегии, и все закрутилось вокруг него, да и журнал, в конце концов, был приобретен на его средства. Между прочим, новые сотоварищи не одобряли его за то, что он печатает свои же­ лезнодорожные статьи в реакционном «Новом времени». Но он жестко отвечал на это. «Новое время» для меня очень важно: я говорю с такого места, откуда они (Временное управление) должны слушать меня». Ему был важен результат; эта суворинская газета пользовалась вниманием прави­ тельственных кругов. В начале 1892 года наконец-то впервые вышло на широкую публику писательское имя Гарина-Михайловского: в «Русской мысли» появились «Несколько лет в деревне». Он не знал о том, что А. П. Чехов писал А. С. Суворину в личном письме; «Прочтите, пожалуйста, в «Русской мысли», март, «Несколько лет в деревне» Гарина. Раньше ниче­ го подобного не было в литературе в этом роде по тону и, пожалуй, искренности. Нача­ ло немного рутинно и конец приподнят, но зато середка — сплошное наслаждение. Так верно, что хоть отбавляй». Другому адресату Чехов сообщает: «Я пропагандирую его «Несколько лет в деревне». Это было признание на самом, как говорится, высоком уровне. А в № 1 обновленного «Русского богатства» было напечатано «Детство Темы». Между всеми своими хлопотами он ухитрялся писать урывками повесть «Гимна­ зисты». 8 февраля 1892 года праздновался в семье сестры Веры, жившей в Царском Селе, день рождения Николая Георгиевича, его сорокалетие. Близкие поднесли ему серебря­ ную ручку и золотое перо. Вскоре стали проявляться один за другим, с медлительными интервалами, результа­ ты разнообразных, но одинаково настоятельных хлопот. Первым делом, ему предоставили возможность испробовать на практике идею узко­ колеек. Приказом министра путей сообщения за № 47 от 6 июня 1892 года Михайлов­ ский 2-й назначается «штатным инженером VII класса (т. е. в том же ранге надворного советника.— А. Н.) и заведующим изысканиями (он же начальник партии) для Казакь- Малмыжской узкоколейной железной дороги». Началась в его жизни еще одна эпопея, подготовленная им самим вопреки всем пре­ понам,-^ пятилетняя эпопея строительства узкоколеек. 5 Сибярска* огва М I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2