Сибирские огни, 1988, № 1
радость заключалась в том, что я болыие не в Томске и, вероятно, никогда больше не увижу его». В Томске он и в самом деле больше никогда не был. Михайловский вел свою партию вверх по Оби, пока не обнаружил наиболее узкое место разлива возле села Большое Кривощеково. Этот выбор он не раз обосновывал и в очерках, и в письмах, и в официальных доку ментах, он широко известен и часто цитируется: «На 160-верстном протяжении это един ственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе. Другими словами, оба берега реки и ложе скалисты здесь. И притом это самое узкое место разлива — у Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки — двенадцать верст, а здесь — четыреста сажень». 160-верстное протяжение — это расстояние по Оби из района Томска до Кривоще- кова, это путь, пройденный Михайловским пешим порядком во главе своей изыскатель ской партии. На левом берегу, по когорому.пришли изыскатели, располагались в то время село Большое Кривощеково и деревни Малое Кривощеково, Перово, Бугры, Вертково, на правый берег перебрались маленькие Кривощековские выселки, да в устье реки Камен ки стояла Новая деревня, года два назад основанная вятскими переселенцами. Все это население вкупе на обоих берегах насчитывало семь тысяч человек. Деревни были зажиточные, но, не в пример станицам на Иртыше, грязные. В избах стояла гнутая мебель, на подоконниках везде цвела герань, любая хозяйка могла при готовить и вкусные щи, и запеченную в тесте стерлядь. Но вместе со стерлядью мог ^жазаться в тесте черный таракан и даж е клоп, которых было множество. Жители были довольны жизнью: — Пашем — не видим друг дружку, косим — не слышим, мясо каждый день. Выезжал Михайловский и за Обь, на восток, примерно до Ачинска, тогда он и оп ределил точку, где впоследствии возникла станция Тайга, откуда шла наиболее корот кая ветка до Томска. Через семь лет, проезжая эти места уже на поезде, он писал: «Заведуя в этом рай оне участком сибирских изысканий, я навлек на себя тогда гнев томских газет за то, что провел магистраль не через Томск, ограничившись веткой к нему. Но дело в том, что ветка вышла короче удлинения магистрали, если бы она прошла через Томск. При та ких условиях, принимая во внимание транзитное значение Сибирской дороги, не было никаких оснований заставлять пробегать транзитные грузы лишних сто двадцать — сто пятьдесят верст». Начальник работ на линии Челябинск — Обь К. Я. Михайловский 1-й поддержал тезку, убедившись еще на Урале в целесообразности его окончательных вариантов. Но вот он сам приехал в Томск и, побыв там, категорически отверг проекты Михайлов ского 2-го и стал настаивать на линии Дубровино—Томск. Какие он получил доказа тельства, кроме чтения местных газет, и в каком виде, осталось неизвестным. В характере Михайловского 2-го, как известно, «никакого непокорства не было, но раздражали нелепые распоряжения». Он буквально с ожесточением, бескомпромиссно, повел войну с начальством за свой вариант. Его поддержали инженер-изыскатель В. И. Радецкий, мостостроители Н. А. Боголюбский и Н. Б. Богуславский. Он написал статью в столичную газету «Новое время» под заголовком «Сибирская железная дорога», опубликованную 30 сентября 1891 года; через пять дней в той же газете по явилась вторая его статья. Он отстаивал необходимость всемерно удешевлять строительство железных до рог, исходя из того, что строить их нам надо очень много, что пока и 1/5 потребности в дорогах не удовлетворена, а средства ограничены. Он выдвинул новую идею: «...в глубь Сибири надо строить узкоколейную дорогу — мы ничего не потеряем в провозо способности и силе тяги, а истратим денег много меньше.» Он доказывал свою правоту и в докладе председателю комиссии по изысканиям: «Здесь Обь, как говорят местные жители, протекает в скалистой трубе, не позволяю щей никуда отклоняться. Благодаря этой трубе, реке в этой местности обеспечен по стоянный характер. Оставляя дальнейшее перечисление выгод этого перехода в сравне нии с переходом у Скалы, укажу еще на тот факт, что у Скалы ширина реки при меженном горизонте 750 сажень, с разливом 550 сажень. Очевидно, мосты меньше ьпирины реки при межени нельзя сделать, а тогда на Кривощеково мост получится на 390 сажень меньше, что одно составит экономию... до трех миллионов рублей».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2