Сибирские огни, 1988, № 1

радость заключалась в том, что я болыие не в Томске и, вероятно, никогда больше не увижу его». В Томске он и в самом деле больше никогда не был. Михайловский вел свою партию вверх по Оби, пока не обнаружил наиболее узкое место разлива возле села Большое Кривощеково. Этот выбор он не раз обосновывал и в очерках, и в письмах, и в официальных доку­ ментах, он широко известен и часто цитируется: «На 160-верстном протяжении это един­ ственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе. Другими словами, оба берега реки и ложе скалисты здесь. И притом это самое узкое место разлива — у Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки — двенадцать верст, а здесь — четыреста сажень». 160-верстное протяжение — это расстояние по Оби из района Томска до Кривоще- кова, это путь, пройденный Михайловским пешим порядком во главе своей изыскатель­ ской партии. На левом берегу, по когорому.пришли изыскатели, располагались в то время село Большое Кривощеково и деревни Малое Кривощеково, Перово, Бугры, Вертково, на правый берег перебрались маленькие Кривощековские выселки, да в устье реки Камен­ ки стояла Новая деревня, года два назад основанная вятскими переселенцами. Все это население вкупе на обоих берегах насчитывало семь тысяч человек. Деревни были зажиточные, но, не в пример станицам на Иртыше, грязные. В избах стояла гнутая мебель, на подоконниках везде цвела герань, любая хозяйка могла при­ готовить и вкусные щи, и запеченную в тесте стерлядь. Но вместе со стерлядью мог ^жазаться в тесте черный таракан и даж е клоп, которых было множество. Жители были довольны жизнью: — Пашем — не видим друг дружку, косим — не слышим, мясо каждый день. Выезжал Михайловский и за Обь, на восток, примерно до Ачинска, тогда он и оп­ ределил точку, где впоследствии возникла станция Тайга, откуда шла наиболее корот­ кая ветка до Томска. Через семь лет, проезжая эти места уже на поезде, он писал: «Заведуя в этом рай­ оне участком сибирских изысканий, я навлек на себя тогда гнев томских газет за то, что провел магистраль не через Томск, ограничившись веткой к нему. Но дело в том, что ветка вышла короче удлинения магистрали, если бы она прошла через Томск. При та­ ких условиях, принимая во внимание транзитное значение Сибирской дороги, не было никаких оснований заставлять пробегать транзитные грузы лишних сто двадцать — сто пятьдесят верст». Начальник работ на линии Челябинск — Обь К. Я. Михайловский 1-й поддержал тезку, убедившись еще на Урале в целесообразности его окончательных вариантов. Но вот он сам приехал в Томск и, побыв там, категорически отверг проекты Михайлов­ ского 2-го и стал настаивать на линии Дубровино—Томск. Какие он получил доказа­ тельства, кроме чтения местных газет, и в каком виде, осталось неизвестным. В характере Михайловского 2-го, как известно, «никакого непокорства не было, но раздражали нелепые распоряжения». Он буквально с ожесточением, бескомпромиссно, повел войну с начальством за свой вариант. Его поддержали инженер-изыскатель В. И. Радецкий, мостостроители Н. А. Боголюбский и Н. Б. Богуславский. Он написал статью в столичную газету «Новое время» под заголовком «Сибирская железная дорога», опубликованную 30 сентября 1891 года; через пять дней в той же газете по­ явилась вторая его статья. Он отстаивал необходимость всемерно удешевлять строительство железных до­ рог, исходя из того, что строить их нам надо очень много, что пока и 1/5 потребности в дорогах не удовлетворена, а средства ограничены. Он выдвинул новую идею: «...в глубь Сибири надо строить узкоколейную дорогу — мы ничего не потеряем в провозо­ способности и силе тяги, а истратим денег много меньше.» Он доказывал свою правоту и в докладе председателю комиссии по изысканиям: «Здесь Обь, как говорят местные жители, протекает в скалистой трубе, не позволяю­ щей никуда отклоняться. Благодаря этой трубе, реке в этой местности обеспечен по­ стоянный характер. Оставляя дальнейшее перечисление выгод этого перехода в сравне­ нии с переходом у Скалы, укажу еще на тот факт, что у Скалы ширина реки при меженном горизонте 750 сажень, с разливом 550 сажень. Очевидно, мосты меньше ьпирины реки при межени нельзя сделать, а тогда на Кривощеково мост получится на 390 сажень меньше, что одно составит экономию... до трех миллионов рублей».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2