Сибирские огни, 1988, № 1
будете выдумывать себе его — это и дорого, и ведет к деморализации. Нужно девать куда-нибудь избыток сил — нельзя направить на дело, на безделье можно. Результат — сплетни, интриги, сажание в чернильницу и прочие атрибуты людей, не занятых настоящим делом. Вдобавок так вы здесь поставлены, что вы ничем не заинтересова ны в успехе дела, а напротив, ваша заслуга найти пятно... В том-то и ваше горе, что вы или забыли живое дело, или не знаете. Иначе бы таких глупостей не делали». Это воистину сказано нашим современником — из далекого XIX века, И — многим нашим современникам! Пока Михайловский совершал свою «Ахал-Текинскую» экспедицию, у него родился в Гундуровке сын Георгий, получивший прозвание Гаря. После непрерывного четырехлетнего труда на сложнейших линиях, труда счастли вого, но изнурившего, Николай Георгиевич в зиму 1890/91 г. снова осел в Гундуров ке, тем более что жена тяжело болела после родов, а сам он в качестве «сверхштатно го» все равно пока не имел конкретного поручения по службе. В эту зиму он написал «Детство Тёмы». «Детство Тёмы» — это классическое произведение стоит среди знаменитых авто биографических книг; «Детство» Л. Толстого, «Детство» М. Горького, «Пошехонская старина» М. Салтыкова-Щедрина, «Детство Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство Никиты» А. Толстого. Д аж е в этом блистательном списке «Детство Тёмы» занимает особое место, резко обозначенное своеобразием. Если Лев Толстой анатомически исследовал детскую душу, если Максим Горький взорвал изнутри царство Кашириных, враждебное любо му детству, то Николай Михайловский раскрыл трагизм детской души, тем более впе чатляющий, что Тёма Карташёв растет не в «свинцовой мерзости» каширинского бы та, а в нормальных и даж е благоприятных условиях, и значит, трагизм его детства зависит не от привходящих моментов, а только от воли взрослых. Я не знаю другой книги в мировой литературе, кроме разве что «Давида Коппер фильда» Ч. Диккенса, которая с такой пронзительной болью защищала бы хрупкость, ранимость, беззащитность ребенка перед несправедливостью, невниманием и жесто костью взрослых людей. Бедный Тёма, кипящий энергией, совершает из самых лучших побуждений то одно, то другое действие. Но они, помимо его желания, заканчиваются тяжким, с точки зрения взрослых, проступком. И Тёма каждый раз несет наказание, непонятное ему, незаслуженное, а потому невыносимое. Замечателен при этом неизбывный опти мизм Тёмы. Несмотря ни на что, он воспринимает жизнь чисто и светло. Эта книга привлекает детей все новых поколений узнаваемостью их собственных переживаний, совпадением их мироощущения с мироощущением Тёмы Карташёва. Эта книга очищает души взрослых людей, матерей и отцов, мучая их чувством вины, уча любви, чуткости и бесконечному терпению к ломким, неустойчивым, только еще складывающимся детским характерам. Трудно понять, когда Николай Георгиевич успевал овладевать высоким писатель ским мастерством. Должно быть, большая, с детства, культура, помноженная на взрывной характер таланта, и обусловила изящное чувство формы,, чувство языка, способность с предельной экспрессией изображать события и характеры. Вот отец наказывает Тёму за то, что тот нечаянно, желая принести отцу радость, сломал его любимый цветок... «Удары сыплются, Тёма извивается; визжит, ловит сухую жилистую руку, страстно целует ее, молит. Но что-то другое рядом с мольбой растет в его душе. Не целовать, а бить, кусать хочется ему эту противную, гадкую руку. Ненависть, какая-то дикая, жгучая злоба охватывает его... Тёма яростно впива ется зубами в руку отца». С огромной болью выражено состояние ребенка — от молящих поцелуев бьющей руки до дикой ненависти. Но писатель резко переключает наш взгляд еще и извне, мы смотрим на Тёму еще и глазами матери, поднимаясь в своем сострадании до совме щения в себе переживаний и мальчика, и матери его: «Удары глухо сыплются один за другим, отмечая рубец за рубцом на маленьком посинелом теле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2