Сибирские огни, 1988, № 1
через двенадцать лет... приходилось выступать уже в такой роли, где требовалось много инициативы, путь открывался для широкого творчества, и на каждом шагу он чувствовал все больше и больше свое слабое место — недостаточную теоретическую подготовку». Он стал искать литературу по тоннелям, о которых в институте «читалось ровно две страницы», хотя строить тоннель и не входило в его обязанности. Но он считал необходимым защищать свою идею с «надлежащей авторитетностью». В третью зиму работ на участке он усиленно пополнял теоретический багаж, тут же связывая его с практикой изысканий. Михайловский 1-й, недовольный обилием вариантов, которые сыпались на его голо ву, ворчал: — Варианты, варианты, без конца варианты, два года идут изыскания, а линии нет. Николай Георгиевич не был «непокорным» инженером, но умел организовывать победные атаки с малыми силами, как и его отец. Наезжая с Урала в Петербург, в министерство, и в Самару, в управление работ, он доказывал свою инженерную пра воту, выгоду для казны своих расчетов. — Пятнадцать лет тому назад за все свои варианты я получил бы тысяч триста премии да поклон в ножки от хозяина-концессионера, а теперь я чуть не Христа ради выпрашиваю как милостыню принять мои варианты,— говорил он начальнику работ.— Вам угодно родине служить, полезным быть отечеству — вот вам грош, а вы хотите казну грабить — вот вам миллион. Умненько придумано. Месяцы летели быстро, а дело двигалось медленно. Казенное дело, как всегда бы вало на Руси, тут же обросло бюрократическим аппаратом, длинными путями согла сований. Но, как тоже традиционно для нас, в каждой инстанции сплетались консер вативные и прогрессивные силы. В конечном счете утверждены были в МПС и радиус в 150 сажень, и самые дешевые варианты. За эти годы и семья привыкла к кочевьям, отъезжая то в Одессу, то на лето в Гундуровку, то зимой на холодный Урал. Оба, муж и жена, любили комфорт, умели создать его, но поразительно легко, совершенно естественно, обходились и без него. Д ля них жизнь не зависела от обстановки, условия жизни, удовлетворяющие их, не зависели от удобства жизни. Я лично считаю это признаком высокой интеллигент ности. Однажды, поздно вечером, уложив инструменты в сани, Михайловский поехал с дистанции домой. Зимняя дорога шла по реке, силуэты скал стеной тянулись по обе стороны. Линия, намечавшаяся по прежнему варианту, казалась при свете луны где-то в недосягаемой высоте, а новая, с использованием естественных уступов, без выемки, шла невдалеке от саней. «Та, прежняя,— писал Н. Г. Михайловский,— как старая ведьма, скачет где-то в небе с утеса на утес. Я разыскал мою красавицу в этой бездне скал и утесов, вырвал ее у природы, как Руслан вырвал у Черномора свою Людмилу». В журнале Русского технического общества «Железнодорожное дело» № 22 за июнь 1889 года была опубликована статья «Несколько слов об удешевлении пост ройки железных дорог в России» за подписью «Михайловский 2-й». «Безопасность, защита государства, административные удобства прямо пропорцио нальны количеству дорог данного государства»,— писал он, утверждая, что России необходима широчайшая железнодорожная сеть. Поскольку надо строить много и быстро, то необходимо думать об экономии и удешевлении строительства. Он призы вал не скупиться на изыскания наиболее выгодных вариантов, которые окупятся при строительстве, уменьшить вес вагонов, чтобы увеличить полезный груз, не тратиться на роскошь вокзалов. Пришла пора обобщения опыта прожитых тридцати семи лет, и не только инже нерного. В свободные зимние вечера он сел писать свою первую книгу: «Несколько лет в деревне» — о недавней сельскохозяйственной эпопее. Эта книга пестрит цифра ми — рублями, пудами, верстами, но весь экономический анализ насыщен такими мощными эмоциями, гневом, горечью, юмором, так плотно заселен живыми людьми — крестьянами, купцами, помещиками, интеллигентами — в их столкновениях и взаимо связях, что книга читается взахлеб, словно роман о любви и ненависти. Главный вывод книги заключался в том, что нравственное и культурное оздоровление русской жизни возможно только при научном, рассчитанном по прогрессивным методам, раз витии экономики страны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2