Сибирские огни, 1988, № 1

А когда он уезжал отсюда, то по «ощебененному» шоссе подходили войска, офицер­ ские семьи располагались во вновь построенных домиках, и пароходы день и ночь ды­ мили на рейде. Из бухты Чингелес-Искелессе Михайловский был откомандирован на строительство железной дороги Бендеры — Галац. Россия, закрепляя победу, торопилась вывести линии к границе: в 1877 году завершили дорогу Кишинев — Унены, а теперь, в 1878, шла постройка Бендеры — Галац. В единственной одноэтажной гостинице Бендер номера в одном длинном коридоре запирались не на врезные замки, а на висячие, как амбары или сундуки. Военные — интенданты и штатские — поставщики армии заполонили весь городок. Все тут еще жило войной: наши войска стояли в Плевне, главным инженером строительства дороги был генерал со штабом в Бухаресте, на линии работал железнодорожный батальон вперемешку с вольнонаемными, на новых станциях хозяевами оказывались ротные ко­ мандиры. Николая Михайловского, придав ему пять рабочих, поставили на разбивку кривых. Так впервые он начал строительство именно железной дороги. Здесь он получил первые уроки профессиональной ответственности. Непосредствен­ ный начальник, опытный инженер, внушал ему: — В нашем инженерном деле умножение без проверки — преступление. На одной дороге ошибка на сажень в нивелировке на предельном подъеме стоила два миллиона рублей. Инженер застрелился, а компания разорилась. В складывающееся инженерное мировоззрение Михайловского вошел и еше более серьезный вывод: — Основное правило в нашем деле: за незнанье не бьют, но за скрыванье своего незнанья — бьют, убивают и вон гонят с дела. Незнающего научить нетрудно, но него­ дяй, который говорит — знаю, а сам не знает, губит безвозвратно дело. Узкая полоса земли на протяжении 280 верст от Бендер до Галаца жила безоста­ новочно полной жизнью все 24 часа в сутки. Круг обязанностей Михайловского рас­ ширялся: он разбивал станции, определял мостовые переходы, разыскал карьер перво­ классного гравия для отсыпки полотна. Но здесь же он столкнулся и с оборотной стороной дела. В ту пору в России не бы­ ло казенного строительства железных дорог, их строили концессии, частные компании, сдавая в подряд те или иные работы. Отсюда шли злоупотребления, подрядчики ста­ рались нагреть руки, прикарманить деньги за счет качества. Общественное мнение сложилось о прорабах, как о мздоимцах и ворах. С этим Михайловский столкнулся еще в Бур,гасе. Однажды, знакомясь с пехотным офицером, он сказал: «Извините, у ме­ ня руки грязные.» На что офицер с усмешкой ответил: «Да, деньги пачкают руки». Тогда это мимолетно воспринялось лишь как обидное, беспочвенное замечание. А в Бендерах Михайловскому посоветовали придержать открытый им карьер и исполь­ зовать с большой выгодой для себя, снабжая за крупные суммы, как подрядчик, гра­ вием другие участки. Романтически относящийся к своей профессии, воспитанный се­ мьей в безукоризненной честности, Михайловский отказался от сделки. Близкий его товарищ, хорощий инженер, потрепал его за панталоны и, смеясь, сказал: — Я вам предсказываю, что, кроме таких штанов, у вас никогда ничего в жизни не будет. — Подрядчиком я никогда в жизни не буду,— отвечал Михайловский.— Я хочу только служить. В повести «Инженеры» раскрыта прекрасная черта добросовестного работника: «Иногда и ночью необходимо было ехать вторично на линию. Суток не хватало. В к аж ­ дом месте, в каждой точке уже ждали, нетерпеливо ждали Карташёва с разбивкой, с отметкой, с вопросами, без решения которых дело останавливалось. Получалось такое впечатление, что все везде стоит, и виновник этому только он, Карташёв». Такое ощущение собственной незаменимости запросто может стать для молодого специалиста некоей критической точкой, породить в нем самомнение и стиль «общего» руководства путем указаний и приказов. Но в том-то и отличие талантливого, добро­ совестного работника от бездари и карьериста. Ощущение собственной необходимости не вызва.по в нем ни самомнения, ни начальственности, наоборот: «Это тяготило, мучило, угнетало, и Карташёв почти не выходил из подавленного и в то же время напряжен­ ного состояния от сознания, что никогда ему не поспеть вовремя».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2