Сибирские огни, 1988, № 1
А когда он уезжал отсюда, то по «ощебененному» шоссе подходили войска, офицер ские семьи располагались во вновь построенных домиках, и пароходы день и ночь ды мили на рейде. Из бухты Чингелес-Искелессе Михайловский был откомандирован на строительство железной дороги Бендеры — Галац. Россия, закрепляя победу, торопилась вывести линии к границе: в 1877 году завершили дорогу Кишинев — Унены, а теперь, в 1878, шла постройка Бендеры — Галац. В единственной одноэтажной гостинице Бендер номера в одном длинном коридоре запирались не на врезные замки, а на висячие, как амбары или сундуки. Военные — интенданты и штатские — поставщики армии заполонили весь городок. Все тут еще жило войной: наши войска стояли в Плевне, главным инженером строительства дороги был генерал со штабом в Бухаресте, на линии работал железнодорожный батальон вперемешку с вольнонаемными, на новых станциях хозяевами оказывались ротные ко мандиры. Николая Михайловского, придав ему пять рабочих, поставили на разбивку кривых. Так впервые он начал строительство именно железной дороги. Здесь он получил первые уроки профессиональной ответственности. Непосредствен ный начальник, опытный инженер, внушал ему: — В нашем инженерном деле умножение без проверки — преступление. На одной дороге ошибка на сажень в нивелировке на предельном подъеме стоила два миллиона рублей. Инженер застрелился, а компания разорилась. В складывающееся инженерное мировоззрение Михайловского вошел и еше более серьезный вывод: — Основное правило в нашем деле: за незнанье не бьют, но за скрыванье своего незнанья — бьют, убивают и вон гонят с дела. Незнающего научить нетрудно, но него дяй, который говорит — знаю, а сам не знает, губит безвозвратно дело. Узкая полоса земли на протяжении 280 верст от Бендер до Галаца жила безоста новочно полной жизнью все 24 часа в сутки. Круг обязанностей Михайловского рас ширялся: он разбивал станции, определял мостовые переходы, разыскал карьер перво классного гравия для отсыпки полотна. Но здесь же он столкнулся и с оборотной стороной дела. В ту пору в России не бы ло казенного строительства железных дорог, их строили концессии, частные компании, сдавая в подряд те или иные работы. Отсюда шли злоупотребления, подрядчики ста рались нагреть руки, прикарманить деньги за счет качества. Общественное мнение сложилось о прорабах, как о мздоимцах и ворах. С этим Михайловский столкнулся еще в Бур,гасе. Однажды, знакомясь с пехотным офицером, он сказал: «Извините, у ме ня руки грязные.» На что офицер с усмешкой ответил: «Да, деньги пачкают руки». Тогда это мимолетно воспринялось лишь как обидное, беспочвенное замечание. А в Бендерах Михайловскому посоветовали придержать открытый им карьер и исполь зовать с большой выгодой для себя, снабжая за крупные суммы, как подрядчик, гра вием другие участки. Романтически относящийся к своей профессии, воспитанный се мьей в безукоризненной честности, Михайловский отказался от сделки. Близкий его товарищ, хорощий инженер, потрепал его за панталоны и, смеясь, сказал: — Я вам предсказываю, что, кроме таких штанов, у вас никогда ничего в жизни не будет. — Подрядчиком я никогда в жизни не буду,— отвечал Михайловский.— Я хочу только служить. В повести «Инженеры» раскрыта прекрасная черта добросовестного работника: «Иногда и ночью необходимо было ехать вторично на линию. Суток не хватало. В к аж дом месте, в каждой точке уже ждали, нетерпеливо ждали Карташёва с разбивкой, с отметкой, с вопросами, без решения которых дело останавливалось. Получалось такое впечатление, что все везде стоит, и виновник этому только он, Карташёв». Такое ощущение собственной незаменимости запросто может стать для молодого специалиста некоей критической точкой, породить в нем самомнение и стиль «общего» руководства путем указаний и приказов. Но в том-то и отличие талантливого, добро совестного работника от бездари и карьериста. Ощущение собственной необходимости не вызва.по в нем ни самомнения, ни начальственности, наоборот: «Это тяготило, мучило, угнетало, и Карташёв почти не выходил из подавленного и в то же время напряжен ного состояния от сознания, что никогда ему не поспеть вовремя».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2