Сибирские огни, 1987, № 12
дружбой, которая так же необходима писа телям, как и любовь. Когда Достоевский обручился с моей ма терью, Анна Круковская была первой; кото рая его сердечно поздравила. Вскоре после второй женитьбы моего отца Анна со свои ми родителями поехала за границу и позна комилась в Швейцарии с французом, госпо дином ж., который был так же анархически настроен, как и он а13. < .„ > Началась война между Францией и Германией, Париж был осажден, царила Коммуна. Оба Ж- приняли в этом активное участие. < ...> Она бежала из Парижа. Ее мужа арестовали и. посадили в тюрьму. Тронутый отчаянием своей дочери, которая боготворила своего мужа, старый Корвин-Круковский продал часть своих зе мель, поехал в Париж и уплатил сумму в сто тысяч франков за побег своего зятя и. Семье Ж. долго не разрешали вернуться во Францию. Они поселились в Петербурге, и госпожа Ж. по-прежнему дружила с моим отцом. Ради своей бывшей невесты Достоев ский сердечно принял и ее коммунистическо го супруга, хотя у них и не было ничего общего. Госпожа Ж., со своей стороны, подружилась с моей матерью; ее единствен ный сын Георг Ж- был моим детским това рищем. Я думаю, что мой отец изобразил барышню Круковскую в образе Кати, не весты Дмитрия Карамазова. < „ .> Она < .„ > гордая и целомудренная, с большим чувством семейной чести, она жертвует со бой, чтобы спасти честь отца, верна своему обещанию невесты и сбоей миссии спасения Дмитрия Карамазова, помогая ему преодо леть недостатки его характера. < .„ > ДОСТОЕВСКИЙ КАК СЛАВЯНОФИЛ «Дневник писателя» имел необычный успех, и все-таки мой отец через два года прекратил его печатание и начал писать «Братья Карамазовы». Искусство призыва ло его и напоминало, что он писатель, а не публицист. Роман «Братья Карамазовы», который многие критики моего отца считают самым лучшим из его романов, принадле жит к тем произведениям, которые автор вынашивает в своем сердце, о которых он думает долгие годы и которые откладывает на потом, когда его искусство достигнет со вершенства. Я не думаю, что мой отец в то время считал, что он достиг совершенства; он был для этого слишком строгим судьей. Но инстинкт подсказывал ему, что он про живет недолго. «Это будет мой последний роман», — сказал он своим друзьям, когда сообщил- им о своем намерении писать «Братьев Карамазовых». Эти расчлененные на долгие годы, с лю бовью выношенные романы содержат в се бе наибольшее количество автобиографиче ских подробностей; в них можно найти вос поминания детства, юности и. зрелого воз раста. Так было и в случае с романом «Братья Карамазовы». Как я уже упомина ла, Иван Карамазов, по преданию в нашей семье, является портретом Достоевского в его ранней молодости. Имеется также опре деленное сходство между моим отцом и Дмитрием Карамазовым, который представ 168 ляет собой, возможно, второй период в жиз ни Достоевского, а именно, время между заключением' и его длительным пребыванием в Европе после его второй женитьбы. Дмит рий похож на моего отца своим шиллеров- ским сентиментальным и романтическим ха рактером, а также наивностью в своих отно шениях с женщинами. Таким, вероятно, был Достоевский, когда он принял прожженную Марию Дмитриевну ■ и легкомысленную По лину за женщин, достойных уважения. Но наибольшее совпадение с Дмитрием появ ляется во время ареста, допроса и осужде ния Дмитрия Карамазова. Достоевский, ве роятно, уделил потому так много места этому осуждению, чтобы описать страдания, которые он пережил во время процесса1 петрашевцев и которые никогда не смог забыть. Некоторое сходство существует также между Достоевским и старцем Зосимой. Его автобиография является, в сущности, био графией, моего отца, во всяком случае в той части, которая относится к детству. Мой отец помещает Зосиму в провинцию и в бо лее, скромную обстановку, чем была его соб ственная, и пишет его автобиографию свое образным, несколько старомодным языком, на котором говорят наши священники и монахи. Но, несмотря на это, там можно найти все главные факты из детства До стоевского: его любовь к своей матери и своему старшему брату, впечатление, произ веденное на него богослужениями, на кото рых он присутствовал в детстве; книга «Сто и четыре истории из библии», которая была любимой книгой его детства; его отъезд в военную школу в столице, где его, по рас сказам старца Зосимы, обучали француз скому и манерам поведения в обществе, но одновременно привили также много фаль шивых взглядов, что он от этого превратил ся в «дикое, жестокое и тупое существо». Так мой отец оценивал, вероятно, воспита ние, полученное им в Инженерном замке. - Решив изложить свою биографию устами Зосимы, мой отец принял решение описать старцев не только по слухам. Он желал изо бразить их с натуры, и прежде чем он начал «Братьев Карамазовых», он отправился в паломничество в монастырь Оптина Пу стынь недалеко от,Москвы. Этот монастырь очень почитается моими соотечественниками и считается центром ортодоксальной циви лизации; его монахи славятся своими зна ниями. Мой отец отправился .туда в сопро вождении своего ученика,,будущего фило софа Владимира Соловьева. Достоевский его очень любил, и иногда утверждают, что он изобразил его в образе Алеши Карама зова. Но я думаю, что Алеша тоже пред ставляет моего отца в юности. Монахи Оп- тиной Пустыни были оповещены о прибытии Достоевского и сердечно его встретили. Они знали, что Достоевский хочет изобразить русский монастырь в своем новом романе, и каждый монах хотел сообщить ему свое мнение и свои надежды на обновление орто доксальной церкви из-за восстановления патриарха. Естественно, мой отец придал литературную форму словам Зосимы, отца Паисня и отца Иосифа. В таком серьезном вопросе, каким является религиозный воп рос, он предпочитал давать говорить мона
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2