Сибирские огни, 1987, № 12
евскому легкую раооту, ооеспечил хорошее питание, приносил ему книги, газеты, кото рые мой отец с жадностью проглатывал. Отец никогда публично не упоминал об этом коменданте из опасения повредить ему в глазах правительства, но он часто рас сказывал о нем своим родным. Насколько ненавидел Достоевский говорить о страда ниях, пережитых им на каторге, настолько же любил он вспоминать людей, поддержав ших его в то тяжелое время испытаний. Четыре года он не видел ни одной газеты и ничего не знал о том, что происходило в мире. Он возродился, вскоре он должен был покинуть свой «Мертвый дом». «Экая слав ная минута», — восклицает он восхищенно, описывая в своих записках свое освобожде ние. Одновременно с ним вышел из тюрьмы и его товарищ по организации Дуров. Бедня га, к сожалению, не нашел в себе больше сил порадоваться свободе. «Он угас, как свеча», — пишет мой отец. < ...> Как же можно объяснить, почему оба заговорщика после четырех лет каторги вернулись в мир в столь различном состоянии? < ...> Достоевский начал борьбу за жизнь с первого дня каторги. Он старался побороть отчаяние, с интересом изучая характер аре стантов, их нравы, обычаи, мнения и разго воры. Он видел в них будущих героев, сво их романов и тщательно фиксировал все ценные наблюдения, сделанные им над за ключенными; иностранцы не имеют никако го понятия о прямодушном, проницатель ном и наблюдательном уме русского кре стьянина. Когда по праздникам заключен ные напивались и впадали в животное со стояние, Достоевский, которому это внуша ло отвращение, искал утешения в словах евангелия. «Я не могу видеть его душу; кто знает, не прекраснее ли она моей», — гово рил себе отец, видя какого-нибудь пьяного, шатающегося арестанта, распевающего не пристойные песни. Достоевский вскоре по-, нял, что принудительная работа давала ему отличное средство от отчаяния. < ...> До стоевский смотрел на нее как на спорт и от давался ей с такой же страстью, с какой де лал все, что его интересовало. В определен ных главах «Мертвого дома» можно ясно видеть, насколько ему были по вкусу рабо ты на свежем воздухе или дробление але бастра. Достоевский рассказывает о работе, которую он должен был выполнять на ка торге: «Я должен был вертеть колесо, это было трудно, но служило мне отличной гимнастикой». Далее отец рассказывает, что он должен был носить на спине кирпичи, и что эта работа ему очень нравилась, пото му что она развивала физическую силу. Вынужденный скрывать „от заключенных гнев, презрение, которые вызывали в нем некоторые их поступки, Достоевский учился обуздывать свой возбудимый характер. Ре альная, суровая и неумолимая жизнь исце ляла его от воображаемых страхов. «Если ты думаешь, что во мне еще есть остаток той раздражительной мнительности и подо гревания в себе всех болезней, как и в Петер бурге, то, пожалуйста, разуверься, и помину прежнего нет, так же как, вместе с тем, й многого другого прежнего...» — пишет он своему брату через некоторое время после освобождения аз каторжной тюрьмы3, 166 Достоевский во время пребывания на ка торге вынашивал другую, гораздо болеё ве ликую, идею, и утешался ею. Отец < ...> часто должен был спрашивать себя, почему бог так тяжело покарал его, невиновного, мученика прекрасной идеи. Он считал себя тогда героем и был очень горд заговором петрашевцев. < ...> Достоевский, считавший себя невинов ным, не сознававший порочности своих дей ствий, никогда не имевший никаких других мыслей, кроме благородных и чистых, дол жен был в смущении задать себе вопрос, чем же заслужил он эти ужасные страда ния, какой его поступок навлек на него гнев божий. < ...> Тогда он сказал себе все же, что бог послал ему эти страдания не для того, чтобы наказать, а чтобы укрепить, чтобы сделать его великим писателем, кото рый должен принести пользу своей стране, своему народу. < ...> Когда Достоевский позднее вернулся в Петербург, он сказал своим друзьям, считавшим его арест не справедливым: «Нет, он был справед лив. < ...> » По русским законам наказание Достоев ского еще не окончилось. Он должен был еще служить солдатом в полку в Семипала тинске, маленьком сибирском городе, до тех пор, пока он не будет произведен в офице ры и таким образом вновь достигнет поло жения свободного человека. Военная служ ба, однако, была почти свободной по срав нению с тем, что претерпел он на каторге. Офицеры его полка обращались с ним ско рее как с товарищем, а не с подчиненным. Сибиряки в то время относились с большим почтением к политическим преступникам. Декабристы, принадлежавшие к лучшим семействам страны,' переносившие свое нака зание с большим достоинством, никогда не жалуясь, подготовили почву для петрашев цев. Моего отца весь город принимал бы с распростертыми объятиями, если бы он и не был писателем. Его произведения, кото рые многими читались в провинции, усили ли симпатии жителей Семипалатинска к До стоевскому. Отец в свою очередь искал их дружбы. Близость, в которой он вынужден был жить с арестантами, навсегда исцелила его от нелюдимости. < ...> Он бывает в об ществе, принимает участие в развлечениях семипалатинцев, его любит весь город. < „ .> Огромная радость жизни наполняет его. Тогда как бедный Дуров угас, как свеча, и умер вскоре после своего освобождения4. Достоевский продолжил жизнь, прерванную в момент осуждения. Первые свои письма брату Михаилу он отправил еще нз тюрь мы и смог получить от него деньги, благо даря любезности коменданта, ставшего по средником между братьями. Он спешит возобновить дружеские отно шения с московскими и петербургскими род ными. Он великодушно прощает им то, что они бросили его на произвол судьбы в годы каторги; в порыве радости, став, наконец, свободным, он называет своих сестер, так холодно к нему относившихся, «ангелами». Он пишет своим друзьям-литераторам в Петербург, просит прислать их произведе ния, интересуется тем, что было сделано ими во время «его смерти». Он завязывает дружеские отношения с офицерами и сол датами своего полка. Потом он расскажет в своей газете «Гражданин», что он любил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2