Сибирские огни, 1987, № 12
Всего-то не хватило ума, душевности и такта в общении со свекровью, не хватило выдержки сделать скидку на возраст, на горький жизненный опыт, на невзгоды, при учившие жить с оглядкой на завтра, на из-, вечную крестьянскую привычку, если и нет на виду работы, так найти ее, чтоб руки свободными не были. Алина на перепутье. Очень не по душе ей, что тот деревенский мир, который дер жался прежде чувством общины, словом благодарности да взаимовыручкой по-со седски, как-то незаметно переключился на «благодарность бутылкой». Мужики суют бутылку ее мужу Павлу, ветврачу, за выле ченную корову, он им — за поднятый столб или поправленный забор. Вот и доярки, за метила Алина, являются иной раз на работу под хмельком. Спроси Алина, почему они себе такое позволяют, скажут невинно: «Как выпьешь, так и поешь...» Но не видит Алина, как деревня ценит людей работящих, верных ей. Не хочет по нять, что и сама она, грамотный, умный, тя нущийся к культуре человек, нужна дерев не. Дозарезу нужна, чтобы создавать новый микроклимат. Вывод публицистки суров и недвусмыслен при всей симпатии ее к своей героине: «Али на не вникала, не старалась понять при чину происходящего, вместо того, чтобы переждать, в чем-то помочь деревне ра зобраться, а то и простить ей — она отво рачивалась от деревни, как от порочной». Не вникала, не старалась понять, отво рачивалась... Вряд ли кто-то из нас возьмется дока зывать, что учить читателей в «моральной школе» очерка, герой которого сам для себя не определил жизненного пути, цели, средств, легче, чем в том очерке, где все ясно, герой — это наш нравственный идеал, человек с большой буквы и т. д. и т. п. Только мне представляется, путь, который выбрала Мария Войтешонок, скорее приве дет к цели. Героя-иконку хорошо ставить на книжную полку, вешать на стенку. А с героем, который мучается, вытравливает из себя социальный эгоизм, или хотя бы осознает, что это такое, хочется пойти ря дом, поспорить, обнажить ему свою душу, высказать ему, а если не ему, так автору, собственные сомнения. Вы скажете, такой герой — дело прозы, драматургии, не все можно раскрывать, обобщать, выносить на суд в очерке, герой которого узнаваем. Согласен, это так. Но если очерк воссоздает социальный тип, если очерк воспроизводит столкновение не толь ко в сфере производственных отношений (начальник — подчиненный, энтузиаст — консерватор, передовик — прогульщик), но прежде всего в сфере отношений личност ных, то как раз и рождается проза публи цистики, т. е. литература без всяких скидок на жанровую ограниченность, на некие га зетные или журнальные требования. Не так ли вышли в жизнь овечкинские Мартынов и Борзов? Не потому ли выдающийся эстон ский организатор Вальтер Удам, успевший вывести из отстающих в передовые два рай она — сначала Вильянди, затем Пярну, создавший в своей республике первое РАПО, взялся за пьесу с корневым для времени названием, с решающей на сегодня идеей и болью — «Ответственность»? Что есть в этой пьесе? Есть долгие, резкие и спокойные споры героя, секретаря райкома партии Лео, со своими оппонентами. Почему же зритель идет слушать эти споры? Потому что они и есть наше сегодня, наша жизнь. Потому что сидящие в зале примеряют судьбу героя на себя: а я так смог бы? А почему, в са мом деле, не рискнуть и мне? Итак, значит, нравственная притягатель ность героя? Его моральная свежесть? Попробуем определить это требование нравственной притягательности героя. Каждый из нас вряд ли трудится в нрав ственно идеальных условиях. Наверняка в общественной и производственной жизни коллектива есть немалые резервы для борь бы с отклонениями от духовных ценностей, которые мы называем своими нравственны ми ориентирами, от честности и прямоду шия, скромности и принципиальности, бес- сребреничества и душевной щедрости, тру долюбия и самокритичности. Но всегда ли с готовностью и безоглядностью встаем мы на защиту сослуживца, чье достоинство унижено грубым начальственным разносом? Всегда ли оказываемся способными под держать товарища, выступившего с крити кой руководящего бюрократа или исполни тельского наплевательства соседа? Так что возможности каждого из нас для нравственного совершенствования неисчер паемы, как неисчерпаема сама возможность делать в жизни добро. Но, согласимся, для одного уже поступок — не творить зла. Для другого — проявить несгибаемость в среде угодничества. Для третьего — остаться бес сребреником в атмосфере взяточничества. Для четвертого — восстать против чинопо читания и рутины. Первейшей задачей очеркиста, таким об разом, становится умение сделать своего героя, с одной стороны, житейски достовер ным, чтобы мы его узнали, и, с другой сто роны, нравственно обаятельным, чтобы нам захотелось пойти за ним, равняться на него, поступать, как он. Интересная штука произошла, на мой взгляд, с повестью Ивана Васильева «Депу татский запрос». Блестящий очеркист ока зался несостоятельным, как прозаик. Напомню узловой конфликт. Председа тель райисполкома хотел бы избавиться от одного из непокладистых, излишне само стоятельных, на его взгляд, руководителей хозяйств, тем более что тот дал основания для начальственных гонений. Но на защиту обреченного встал колхозный механизатор, по счастью, облеченный депутатскими полномочиями. Депутатский запрос возы мел действие: председатель райисполкома вынужден отменить свое решение... То, что в очерке мы бы приняли за по ступок, достойный заявленного характера, за решительность и твердость, за способ ность поставить на карту покой семьи, лич ное благополучие, в повести превратилось- лишь в инсценировку поступка. Причина творческой неудачи не в неопыт ности очеркиста Ивана Васильева как про заика. Причина в несоразмерности масшта ба повести масштабу поступка, масшта бу характера. Конфликт «обречен» на успех: депутату в наши дни положено побеждать. То, что в очерке могло быть воспринято 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2