Сибирские огни, 1987, № 12
но в классе, но также благотворно влиять на поведение, образ жизни тех, кто лишь изредка видит ее, а больше слышит о ней от детей. А что вышло? Дети стали обхо дить на улице, чтобы не дождаться упрека. Учительница, воспитатель по самой природе своей профессии, не дала себе труда заду маться, поискать прежде всего в себе при чину случившегося, а увидела... недоброже лательность к себе, черствость и неблаго дарность. Неожиданный ракурс? А почему, собственно? Ответ рядом. При выкли мы, что сельский учитель в очерке появляется, лишь когда речь ^заходит об ученической производственной бригаде. Других точек соприкосновения у сельской школы с жизнью как бы и нет. Я несколько'"отвлекся. А может, как раз и подошел к сути? Воспитанию воспитате лей. Кто этим должен заниматься на селе? В первую голову — партийный работник. А как в сельской публицистике раскрывается партийная работа? Она подчас «зациклена» на тех же цифрах планов и урожаев, гекта рах и центнерах. Жизнь, ее многослойные радости и заботы, тревоги и волнения ос таются в стороне. Разучились мы в очерке за урожай спрашивать с агронома, за на дой — с зоотехника, а за настроение лю дей — с секретаря парткома, с профсоюз ного или комсомольского вожака. Тонут те в бумагах и справках, в отчетах и протоко лах, ну и пусть себе тонут, так, что ли? Культура — паспорт нравственности. По чему она на селе «второго сорта»? — во прошали очеркисты пятидесятых годов. Почему на селе «культурная» отдача по тенциальной интеллигенции так .ничтожно мала? — спрашивали они. Не было ответа на эти вопросы в публи цистике тех лет, а с очерками, в которых бы не поверхностно, а изнутри, по существу, раскрывалось бы влияние общей культур ной атмосферы на этические и эстетические установления в современной деревне, — с такими очерками никто не выступал. За последние годы более или менее высвети лись на общем фоне лишь заметки библио текаря Валентина Волкова «Три деревни, два села», да очень жесткий, но во многом правдивый портрет сельского культпросвет работника, нарисованный Юрием Курано- вым в документальном романе «Глубокое на Глубоком». «...пришел я к Антонине Васильевне, что бы посоветоваться, как лучше поправить лестницу да и вообще поукрасить клуб. — Что вы, Юрий Николаевич, — махну ла рукой Антонина Васильевна, — эта лест ница все равно развалится. — Ну тогда нужно новую делать. — Да ну, что вы. Кто это будет ею зани маться? — А Бурунов. — Ему некогда. Да и денег у него нет. А- Деньги дает совхоз. — Да ну, что вы. Тут большие деньги нужны. Да и это не так просто. Сгнили перед клубом две длинные ска мейки. Прихожу я к Антонине Васильевне: — Ну поставьте хоть новые скамейки. — Что вы, Юрий Николаевич, — смеется директор клуба, — где их взять? Да и все равно ведь сломают. Предложил цветы возле клуба посадить. — Что вы! Здесь тень от кленов вон ка кая. Цветы не станут расти». А людиѵ. Разве им меньше, чем цветам, нужно внимания, заботы, сердечности? В какой-то мере ответ на этот вопрос прозвучал в очерке Юрия Леонова «Прозре ние». Слишком долго и упорно мы смотре ли на рол’ь культурно-нравственной среды на селе, как на нечто малозначительное, не важное, несущественное. Село давно стало жить зажиточнее. По этому показателю, — хотя бы по средней заработной плате, при куда меньших расходах на питание, тран спорт и т, д., — село почти догнало город. Но стало ли оно культурнее? Убежден, во многих судьбах земляков алапаевского землеустроителя Ивана Дани ловича Самойлова и его жены Анны Ива новны отзовется их подвижничество и бес корыстие. Рассказывая о том, как усилиями сель ских энтузиастов во главе с Иваном Дани ловичем была восстановлена и стала музе ем народной старины церковь в уральском селе Нижняя Синячиха, Юрий Леонов не скрывает ни сложностей пути героев, ни — увы! — обычного еще общественного без различия к работе, отдачу которой трудно выразить- в рублях или процентах. В сколь ких должностных кабинетах встречал Иван Данилович холодность и непонимание, сколько тех, кто должен был оказать эн тузиасту и поддержку, и помощь, не видели в действиях коммуниста Самойлова «реаль ной практической пользы для района»,* и сколько сел и деревень пришлось обойти ему, чтобы попросту сберечь от забвения и тлена рукотворное чудо предков! Тридцать лет неустанного воплощения мечты, тридцать лет самозабвенного, жерт венного труда. Во имя своей мечты глав ный землеустроитель района и спал урыв ками и становился, когда требовало дело, прорабом и архитектором, бухгалтером и грузчиком, плотником и каменщиком, толь ко бы обойтись минимумом средств, только бы ускорить процесс возрождения к жизни образцов уральского деревянного зодчества, только бы не дать погибнуть в забвении редчайшим экспонатам, только бы поддер жать своих немногочисленных помощников.., И вот уже около красавицы церкви — целый музей под . открытым небом, музей уральского деревянного зодчества. Из Ар темовского района привезли сторожевую башню, из северных таежных деревень — две чудом , уцелевшие часовенки... Сотня, тысячи благодарных посетителей в музее. Он во многом преобразил жизнь округи, разбудил интерес к старине... И чего тут нового? — скажет «проница тельный» читатель. Отвечу: не о новизне веду речь. О хронической болезни публи цистики. В подавляющем большинстве книг, журнальных публикаций люди, вольно или невольно, попадают в широкозахватную тень производственных конфликтов, в тене та так называемой злобы дня, и никак им из этой тени, из этой паутины беллетриза ции «текучки» не выбраться. И как отрадно бывает, когда плотину хитросплетений из пустых, необязательных 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2