Сибирские огни, 1987, № 12

В Мордовии, в колхозе «Гигант» Ковыл- кинского района, мне довелось познакомить­ ся с девчатами из комсомольского отряда «Искра», которые пришли на ферму груп­ пой в пятнадцать человек вместе со своей учительницей. Ничего не выходило в селе с «комсо­ мольскими десантами» в животноводство. И отличные собрания проводили «Земля отцов — земля детей», и выступали на этих собраниях ребята замечательно, прочувство­ ванно, а едва сдали экзамен — только их и видели: кто в Саранск — в институты, кто в Ковылкино — в техникумы. Не принято было в колхозе оставаться, не престижно. И они, учителя, в том вино­ ваты. Приедут из Саранска на каникулы новоиспеченные студенты, в школе не зна­ ют, как их приветить, куда усадить: «Ах, молодцы! Ах, наша гордость! Не подвели школу...» А те, значит,. кто решил отцов- матерей на ферме или в поле сменить, не оправдали надежд. Конечно, не первой осознала всю пагуб­ ность этого крена в воспитании литератор Троицкой средней школы Валентина Ива­ новна Серебрякова, но бросить вызов сло­ жившейся традиции, переломить привыч­ ный ход событий первой решила здесь имен­ но она. — Вот вы мечтаете о подвигах, — говори­ ла учительница своим воспитанникам. — А разве это не подвиг — принять на свои плечи трудное дело? Ну уйдем мы, уйдут другие, кто же преобразует наше родное село? Кто вдохнет в него новую жизнь? Заученно повторяем: животноводство — ударный фронт, а ведь не спешим стать его бойцами! — А вот вы пошли бы с нами на ферму? — озадачили ее однажды девчонки. — А разве я не с вами? — растерялась она. Но потом, позже, призналась себе: нет, не с ними. С асфальта смотрит она пока на жизнь колхоза. Если она зовет ребят на ферму, должна личным примером их ув­ лечь. И, создав комсомольский отряд «Иск­ ра», она пошла с девчонками на Троиц­ кую ферму бригадиром. За три года помо­ лодел колхоз: пополняют теперь «Искру» выпускники школы. Учительница — бригадир МТФ? Раци­ онально ли это? — спросит скептик, кривя губы. Каждый должен быть на своем месте. Да, согласен, каждый должен быть на своем месте. Но так же верно и то, что каждый должен быть готов последовать призыву партии и пойти туда, где трудно, где нынче фронт. Иначе лозунги оказыва­ ются писанными всегда для кого-то, не для нас с вами. Непривычно? Согласен, непривычно. Помню, как долго и бурно хлопали уча­ стники одного из творческих семинаров свердловскому прозаику Владиславу Крапи­ вину, когда он, говоря о школьных бедах, сказал,, что мы научились ставить двойки за физику и химию, но не умеем ставить их за подлость и трусость, за приспособлен­ чество и подхалимаж. Ставим пятерки за хороший почерк и отличное произношение, а жаль, что не за честность и чувство това­ рищества! А вузы? 156 Из иных педагогических, медицинских и даже сельскохозяйственных институтов до трети выпускников «не доезжает» до мест назначения. Я уж не говорю о культпросвет- училищах и институтах культуры. В Не­ черноземье, историческом сердце России, немало районов, где в селах и деревнях нет Ии одного культработника с высшим спе­ циальным образованием. Ни единого. Это сейчас-то, когда идет научно-техническая революция, когда общая культура — фун­ дамент нового социального мироощущения. А ведь все наши выпускники — комсо­ мольцы. И послушайте, как ярко они гово­ рят об общественном долге, о чувстве от­ ветственности. Конечно, у всякого явления две стороны. Фигура сельского учителя, сельского культ­ работника в иных районах потеряла пре­ стиж. С какой горечью, выступая перед телезрителями, Федор Абрамов говорил о том, что сельский учитель ныне и сам не очень заботится о своем авторитете. В его присутствии ныне могут буйствовать пьяни­ цы, куражиться хамы, сквернословить хулиганы... Притерпелись мы, привыкли. А с другой стороны, большой ли секрет то, что нынешние вершители судеб на селе не слишком пекутся о школе. А ей до обло- но — как до бога, а у районо — ни средств, ни силенок, одно право — просить. И горько, и стыдно становится, когда ви- диніь учителей, не раз и не два напомина­ ющій председателям колхозов и сельсове­ тов о дровах на зиму, о нечищенных колод­ цах во дворах, о подтекающих батареях или прохудившихся крышах. А с тех, как с гу­ ся вода... С них спрашивают за план,.. Образ учителя в современном сельском интерьере, пожалуй, никто, кроме того же Ивана Васильева, в свое время не один год преподававшего и директорствовавшего в деревенской десятилетке, не освещает теп­ лым и уважительным светом любви, пони­ манием многотрудных забот. А если учи­ тель — настоящий патриот и мастер своего самого долговечного, дела — взращивания людских душ, взращивания нравственной нивы нашего будущего, сколько же оттен­ ков и сторон сельской жизни приоткрыва­ ется его пристальному взгляду. Да, повторю за многими: в труде ярче всего проявляется и гражданская позиция человека и его личностные качества. Но воспитываются-то они — увы — не трудом единым, а всей жизнью нашей. Как часто мы об этом забываем! Юрий Вигорь в очерке «Карельский бе­ рег» рассказывает, какой казус случился в селе Гридино с одной молодой учительни­ цей. Шла та, задумавшись, по улице, не за­ метила встречную женщину, мать своего ученика, и не поздоровалась, а вскоре с ней на улице перестал здороваться не только ее класс, но и другие ученики и многие жите­ ли села. Вот те раз! Приехала учительница «сеять разумное, доброе, вечное», создавать новый нравст­ венно-психологический климат; манерами, поведением, речью, участием к людям, сдержанностью и тактом формировать ду­ ши, И не только тех, кто видит ее ежеднев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2