Сибирские огни, 1987, № 12
И что же выяснилось в споре? А то, что многие «агрономы вовсе и не имеют желания быть законодателями полей. Это ведь озна чает давать указания и отвечать за послед ствия!» Кто должен научить человека брать на себя ответственность? Кто должен воспи тать в сельском труженике желание делать свое дело радостно и честно, с полной отда чей сил? Кто должен пробудить в каждом совестливость? Родной дом. Семья. Школа и СПТУ. Тех никум и вуз, коллектив и руководитель. Партийный вожак. Общий нравственный, климат и, так сказать, личная жизнь, среда обитания. Я лишь грубо обозначил этапы становле ния человека как личности, и тот, кто сколько-нибудь внимательно следит за сель ской публицистикой, уверен, давно ощуща ет «белые пятна» — продолжительные пе риоды жизни будущих героев, никак или, в лучшем случае, едва-едва «схвачены» публицистикой. Сельская семья... Как мало мы присмат риваемся к ней. А не она ли дает началь ный толчок будущему? Она. Почему же о династиях металлургов, шахтеров, моряков, летчиков вещаем; об артистах, что под ро дительским крылышком дорожку в театр иЛи на эстраду без особых хлопот протопта ли, едва ли не каждый день по телевидению говорим, портреты их во весь экран, опять же рядом с популярными папами и мамами. А про семью крестьянскую, что три-четыре поколения страну хлебом кормит, слышим лишь по больши-и-им праздникам! А вдумаемся. В Оренбуржье и на Алтае в самый трудный год хлебушек вовремя да куда с добром как убирается. Почему? Трудятся здесь семейные агрегаты. Не один, не два — сотни. Не бежит отсюда моло дежь в города, чтобы устроиться абы как. Не бежит, потому что честь и слава ее — здесь, потому что имя хлеборобское в поче те в каждой семье. И не первый год. Семья... В одной говорят: «Спичка от спички вспыхивает, дитя — от матери, кре стьянство должно быть потомственно». А в другой стертая пластинка крутится: «Всю жизнь сам в мазуте — пусть хоть сын по асфальту походит!» или «Я из-за коров да телят свету белого не видела — не хочу своему чаду такой судьбы!» И хотел бы выстроить ряд имен публи цистов, что обращают свое внимание на этот вечный исток нравственности, да не получается. Нет, или почти нет, таких очер ков. Потому особенно заметно стремление курганского прозаика Виктора Потанина в его публицистических вещах не обойти семьи как духовного камертона, как взлет ной площадки личности. Наиболее яркая из последних потанинских вещей этого 'плана — очерк «Добрая земля». ...Трудна и глубоко индивидуальна судь ба Нины Павловны Соколовой. Автор по вествует о ней, не скрывая своего прекло нения. Удивительной силы характером и сердечной щедростью наделена его зем лячка. Будучи в зените трудовой сла вы (талантливая комбайнерка намола чивала хлеба больше всех в колхозе и в районе), Нина Соколова взвалила на себя еще одну непомерную ддя ее лет и житейского опыта тяжесть — приняла под свое крыло, как мать, девять осиротевших детей. Вместе с ними приняла и отца их, бывшего фронтовика, едва не сгубленного внезапно обрушившимся горем: «живо свер нуло: ни дыханья, ни памяти, боли в голо ве, в пояснице, вроде стал заговариваться. В больнице даже врачи заплакали — вот какого доставили». Нравственную крепость в Нине поддер живает молчаливая и Глубокая доброта матери. Та когда-то приучила дочь не толь ко к технике, но и к оборению житейских невзгод, а сейчас по-русски, по-крестьянски, просто и душевно приняла на себя большую часть новых дочерних забот. Где бы Нине Павловне вытянуть одной! Нацеленность публициста на исследование душевных движений, трудовых интересов каждого члена этой семьи позволяет Викто ру Потанину создать запоминающиеся, по коряющие духовной самоотдачей натуры: Ананий Николаевич, его заботливый да рас торопный сменщик Вася, молчаливая мама Нины Павловны, сама героиня... Как не.разделить искреннее восклицание Анания Николаевича: «Надо в школах про таких рассказывать. А то — техника, техни ка! А что одна техника? Надо, чтоб маши на была продолжением души. А за душу мы отвечаем... Вон моя Нина Павловна сколько народу выучила. И меня подняла. Пожилых тоже надо учить». Очень образно сказал в беседе с публи цистом о Нине Павловне местный учитель А. П. Добромыслов: «Она учит жизнью, судьбой...» Мне, оттолкнувшись от этой фразы, хо чется сказать об авторе, Он учит глубиной постижения личности, глубиной любви к человеку. Непоказной, а естественной, как дыхание, распахнутой, как сама деревен ская жизнь, глубиной доброты, примером совестливого, сердцем воспринимаемого дол га перед людьми. Элементы «семейной, домашней» педагоги ки на селе просматриваются в очерках Ана толия Козловича («Откуда дует ветер»), Екатерины Лопатиной («На Оке и Каме»), в цикле Анатолия Стреляного («В селе, у матери»), особенно в первых его публика циях — «Проводы в Старой Рябине»... Не густо, прямо скажем. Еще печальнее обстоят дела с освещением в публицистике жизни сельской школы. Своевременно и остро поставил вопросы жизни сельской школы Иван Васильев в 4цикле очерков «Крестьянский сын». Главный среди этих вопросов, на мой взгляд,— о нравственном аспекте миграции сельского населения. Прав публицист: кредо жизненного успеха привычно видится в шагах по служебной или профессиональной лестнице уехавшего из села, а не оставшегося в селе. Уехала сельская дивчина в город, стала знатной ткачихой — твердим: хорошо, человеческая судьба состоялась. А не уехала и двадцать лет работает на ферме или в поле, стала мастером своего дела — телятницей, птич ницей, звероводом, полеводом — вроде и роста никакого. А уж о состоявшейся судь бе вроде и говорить неприлично, если, не дай бог, не стала она ни героем труда, ни народным депутатом. А почему, собственно? 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2