Сибирские огни, 1987, № 12
«Ни в коем случаеі Ты что же не пони маешь обстановки? В разгаре заготовка се нажа. Погода неустойчива. Не завершен уход за посевами... А ты будешь разъез жать! Нет! Доложишь через неделю о за кладке сенажа, тогда и съездишь». И еще два раза председателю пришлось униженно испрашивать разрешения у друж ка своей юности. И еще два раза находи лись у того причины для отказа и новые сверхсрочные поручения. Морозов развернул строительство — те перь «мутит воду» Ирина Борисовна, об рабатывает членов правления: Морозов, мол, на ветер Пускает деньги, разматывает накопленные ею миллионы. Морозов вво дит цеховую организацию труда, подымает роль специалистов — Ирина Борисовна: «А мои старые кадры куда? На списание?» И пригодился бы Морозову многолетний опыт, хозяйский глаз своей предшественни цы, ее напористость. Но побаивается он ввести ее в правление: слишком много сил пойдет на пустые словопрения; переубедить, переспорить Ирину Борисовну сложно, к тому же у него попросту нет времени на это. Да, Морозову нелегко: и здоровье начи нает сдавать, и характер портится. Слиш ком долго приходится ему преодолевать и сопротивление коллектива, некий психоло гический барьер. В «Ясных зорях» привык ли купаться в славе: они — передовой колхоз, о них и книжки пишут, и в газе тах про них печатают. А новый председа тель: «Давайте перестраиваться!» Конфликт за конфликтом. Но это живая, реальная борьба стилей, характеров, под ходов к делу. Симпатии наши безраздель но принадлежат герою. Мы видим и осоз наем, ' что только четкая идейная позиция и нравственное здоровье помогают Морозо ву выходить победителем, что будущее не за тем, кто самоуспокоился, кто почил на лаврах. Будущее — за Морозовыми. Анатолий Стреляный в очерке «Соседи» решает тему в менее драматических тонах, но так же остро, рельефно и достоверно. В центре его очерка — наследник дела Макара Посмитного, Василий Антонович Бондаренко. Не хочу пересказывать ситуа ций, на которых строит свое произведение публицист, но характер героя и трудности вживания в должность отчетливы и ясны. В них — само время. Вот лишь небольшой отрывок из очерка. Однако он, на мой взгляд, позволяет су дить о густоте письма и его динамизме. «Макар был не дурак. Десятки человек через его руки прошли, а удержал — этого. Как выделил еще совсем молодого, так и вел, и правильно делал — при другой под поре до восьмидесяти почти лет на хозяйст ве б не выстоять. Помирая, никого не хо тел видеть, только перед ним, выгоняя всех из комнаты, плакал: «Все, Вася, кончаюсь». И когда последний удар принять, не кого-то кликнул, а «Зовите Бондаренка!» — крик нул и упал». Как ёмко воссозданы характеры — и от цовская, как к сыну, самому дорогому су ществу, перед которым можно исповедо ваться — любовь Макара Посмитного к Бондаренко. И молодая верность Бонда ренко земле, и восприимчивость к опыту на ставника, и надежность. 152 Автор не скрывает всей сложности соеди нения в одном лице научных и организа торских функций, навыков воспитателя и администратора, Но он рад своей уверен ности в герое, даже между строк звучит убежденность: такой наследник не только «потянет» хозяйство, но и задаст ему но вый, более высокий темп. Недаром же и сам Макар «ценил его за высшее образова ние, исполнительность и расторопность и часто без меры нагружал работой. Бонда ренко, кроме того, не употреблял крепких слов и выглядел очень почтительным к нему лично. Временами это казалось «деду» по дозрительным, но нравилось — всегда». Но перипетии, связанные с утверждени ем Бондаренко в роли наследника Посмнт- ного,— fB.no, второй же и главный акцент — соседство и соперничество с Ведутой, председателем Макаровой выучки, Макаро вой хватки. Социально-нравственные оцен ки поступков двух председателей, отноше ния их к людям проявляются как бы сами собой, без какого-либо «педалировайия» со стороны автора. Право на очерк и в том, и в другом случае бесспорно. Итак, право на очерк сегодня обеспечива ет герой, живущий полнокровной, насыщен ной жизнью, герой, мысли и дела которого не заземляются лишь "на хозяйственных за ботах, а дают возможность рассмотреть нравственное содержание личности, соци альную зрелость персонажей и гражданское лицо коллектива. СЕЛЬСКАЯ ПЕДАГОГИКА Как-то я разговорился с «треугольником» одного из мордовских колхозов. И предсе датель, и секретарь парткома, и председа тель профкома по разным причинам уже уехали из села, потому Называть их имена было бы не очень деликатно, да и не в име нах суть. Когда я спросил, как они ратуют за то, чтоб выпускники местной школы ос тавались дома, один хмыкнул: — А чего йх уговаривать? Другой с философским спокойствием изрек: — Кто хочет, тот и сам останется, а кто не хочет, того разве уговоришь? Признаюсь, меня весьма удивила такая странная позиция, тем более что рабочих рук в колхозе не хватало хронически. Позже, когда председатель попривык ко мне, картина несколько прояснилась. По ехали мы в мастерские, где работали не давние выпускники. Спрашиваю: доволен молодым пополнением? «Доволен,— отвеча ет.— Чего же недовольным быть?» А вижу, темнит председатель. И полови ны правды не говорит. Зашел в мастерские Один — и все стало на свои места. Ребята рассказали, что ни порядка в колхозе, ни 'справедливости. Ме ханик, вместо того, чтобы научить, под сказать, кроет матом и заставляет с места на место носить железяки. Токарный и фре зерный станки ржавеют, но ребят к ним не подпускают... — Если так будет продолжаться, уйдем! — заявили.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2