Сибирские огни, 1987, № 12
Будет ■ли раскрыто социально-этическое, идейно-нравственное содержание судьбы героя (или антигероя), будет ли о ч е р ч е н общественный, гражданский профиль его действий? Чем обогатит он наше знание о мире? Ведь именно в этом — обогащать наше миропонимание, помогать нам глубже осознавать свое общественное предназначе ние, свою личную ответственность за все, что происходит при нас и будет происхо дить, после нас, состоит извечное предна значение литературы. А публицистики в первую очередь, ведь публицистика — дитя настоящего. Да, она может пережить себя, но истинное ее призвание — служить лю дям уже сегодня, сейчас, служить, если хо тите, злобе дня. Громковато? Нет. Истинная публицисти ка — бесстрашное обращение одного чело века сразу ко всем. Ог?а — призыв к общественному разуму. Она-—прикоснове ние к общественной боли, к общественной заботе. А что делать,— спросите вы,— если герой очерка прекрасный производственник, но не живет общественной болью? Не мучается общественными тревогами? Что делать? Прежде всего не становиться на котурны. Не «приподнимать», к примеру, «потолка» над головой передовика-обывателй, кото рый работает, чтобы побольше заработать, но на помощь отстающему его не сдви нешь, на возню с неопытной молодежью не подтолкнешь. Не вкладывать в уста серенького руково дителя, живущего от указания до указания, высокопарных слов о самостоятельности, когда и за версту видно, что все его искусст во руководства и экономическое мышление кончаются на привычке поторапливать лю дей, не организовывая дело, а лишь призы вая «выполнять и перевыполнять», то есть то, что и без него люди привыкли делать. Как-никак, а работа — хлеб. Кстати, такой руководитель и не ищет никакой самостоя тельности действий. За бумагу, присланную сверху, удобнее спрятаться, как прячутся за погодные условия, за нехватку кадров, раз базаривая их, за несовершенство техники, не умея эксплуатировать то, что есть. Иной же нынешний публицист, разок-дру гой проехавшись с героем по полям от рай центра до двух-трех колхозов или от цент ральной усадьбы совхоза до передового от деления, отобедав или перекурив со своими собеседниками, часто считает миссию закон ченной, и появляется на свет еще один опус, в котором нравственному, человече ски неповторимому, самобытному в облике и поведении героя не дано прорезаться. Посмотрим по-своему типичный объем ный очерк воронежского писателя Игоря Чемекова «Лето красное». «Село Першино — сообщает автор,— я взял на заметку давно. Время от времени доносились до меня похвальные отзывы о колхозе, управляемом очень энергичным, «необыкновенным» председателем». Идет неспешное знакомство с местами, в которые направляется автор, которые он знал в детстве, которые давно приглядел, о которых наслышан, - Так же неторопливо знакомит он нас с секретарем парткома «Родины» Анатолием 150 Михайловичем Суховерковым, а поскольку Анатолий Михайлович до избрания на дол жность преподавал историю в школе и сросся с историей села Першино больше, чем с прошлым родного Михнева, даже за теял писать «Историю села Першина», то и мы вместе с автором листаем сельский ар хив, узнаем о первых коммунарах, о ста новлении советской власти в здешних мес тах, о борьбе с кулачеством, о зверствах, что творили тут бандиты генерала Шкуро, о деятельности партийцев в годы граждан ской войны и боях, что гремели в годы Отечественной... Пока мы встретимся с председателем, мы пролистаем немало страниц небезынте ресного, но, в общем-то, случайного мате риала, который бйл бы уместнее в доку ментальной повести, в хронике, но не в очерке о «необыкновенном» председателе. Наконец, «в вечернем затишье к конторе мягко подкатывает белая «Волга», останав ливается у ленинского цветника. За рулем Тихон Михайлович Меркулов... Человек лет сорока семи, среднего роста, в неиз менной фетровой шляпе с узенькими поля ми, в массивных очках с упрятанным в за ушнике аппаратиком для усиления слуха. Вечно чем-нибудь озабоченный, то и дело чиркающий спичками, прикуривающий оче редную сигарету...». Я бы мог продолжить цитату, но, право же, мы немного из нее узнали бы о том, какими же выдающимися качествами обла дает этот председатель, если за шестнад цать лет его председательствования «Роди на» удвоила средний сбор зерна с гектара, утроила молочную продуктивность коров. Может, все дело в том, что и удваивать и утраивать было относительно легко, потому что низка была точка отсчета? Но тогда зачем автор все время приподнимается на цыпочки?^ Председатель у него и учитель, и главный мечтатель; колхозный экономист — «поэт своего, казалось бы, сугубо раци онального поприща»; секретарь парткома (автор упорно называет его парторгом. — Л . X . ) — как мы знаем уже,— летописец... Суть тонет в кудряшках общих слов. Мы так и не откроем ни личности председате ля, ни опыта, который позволил хозяйству взять проафишированные очеркистом рубе жи. Зато узнаем, что «главный мечтатель», оказывается, живет не в колхозе, а в рай центре, а потому (очеркист вынужден вы ворачиваться наизнанку!) «не соблюдает режима — обедает, когда придется, а иной день и совсем так обходится — до вечера, до позднего возвращения домой с работы. Только вот курит в запрограммированном ритме... Я вижу: отрадное чувство испытывает Тихон Михайлович, после изматывающей езды входя в кабинет, опускаясь в кресло за широкий рабочий стол, где скучают без него газеты, книги, недописанные страни цы». Украшательство, «натяжка», выпячива ние тех сторон поведения и характера ге роя, в которых очеркист усматривает по учительный оттецок, не только антихудоже ственны и мстят ему, они еще и безнравст венны, как всякая лакировка. Умелые наши публицисты поступают ина че, Иван Васильев давно облюбовал, к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2