Сибирские огни, 1987, № 12

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Леонид ХАНБЕКОВ ЖИЗНЬ НА МИРУ Н Р А В С Т В Е Н Н Ы Й А С П Е К Т В П У Б Л И Ц И С Т И К Е Н А Т Е М Ы Ж И З Н И С О В Р Е М Е Н Н О Г О С Е Л А Е СЛИ сравнивать современную пуб­ лицистику с деревом, то ее «сель­ ское» крыло представится могучей ветвью со множеством крепких, развитых побегов — жанрово-тематических направ­ лений. Бесспорно, первое из них — исследование социально-экономических связей и тенден­ ций развития агропромышленного комплек­ са. Второе направление — анализ состояния дел, упущений и перспектив в многочислен­ ных отраслях сельскохозяйственного произ­ водства, в, структурных подразделениях аг­ рокомплекса. Как бы соединяя зоны влияния «сель­ ской», «деревенской», публицистики и «го­ родской», «промышленной», но тем не менее стоящее несколько особняком,| живет «эко­ логическое направление». И, наконец, тре­ тье, традиционное,— очерки-портреты, ис­ поведи, ситуации, события. Конечно, в предложенной мной «раскид­ ке» есть своя уязвимость. Ее создают... сами очеркисты. Их творчество при всей широте обозначения «генеральных дум» не умещается в любых, даже самых простор­ ных рамках. Публицисты, как и представи­ тели иных родов литературы, сегодня жи­ вут, горят, дышат одним, а завтра их увлекают иные темы, иные дороги, даже иные жанры. Оговорю еще одну деталь. По ходу раз­ мышлений я сознательно не стану касать­ ся отдельных ярких публицистических вы­ ступлений и даже книг писателей, для ко­ торых обращение к публицистике остается если и не случайным, то в какой-то мере, эпизодическим, откликом на злобу дня между очередными романами и повестями, поэмами и пьесами. Я имею в виду «Оду русскому огороду» Виктора Астафьева, «Только пять дней», «Двух рек теченье», «Первые версты» Сергея Викулова, «Вто­ рую тетрадь» Анатолия Калинина, «Журав­ ля над колодцем» Сергея Крутилина, «Са­ мостоятельность» Бориса Можаева» «Паш­ ню живую и мертвую» и «От этих весей Русь пошла...» Федора Абрамова и Анто­ нина Чистякова и т. д. То есть не о широ­ те диапазона современного сельского очер­ ка мне хотелось бы поразмышлять,— этот разговор неизбежно увел бы в сторону от жанровой природы публицистики,— а о том, что Чингиз Айтматов метко охарак­ теризовал «дефицитом человечности» в жизни и литературе. Вместо утомительной, хотя и важной, даже насущной, быть мо­ жет, констатации бесчисленных тем и проб­ лем мы поговорим с вами об очерках, в центре которых — человек, столкновение характеров, позиций, судеб, то есть о про­ изведениях, в которых отчетливо заявлен, но — увы! — не просматривается нравствен­ ный урок, О ПРАВЕ... НА ОЧЕРК Имеет ли герой право на то, чтобы о нем писали очерк? Вопрос, при всей своей кажущейся про­ стоте и наивности (имеет, если пишут!), таит, на мо(і взгляд, большой смысл. Нрав­ ственен ли герой, к которому очеркист при­ ковывает наше внимание? 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2