Сибирские огни, 1987, № 12
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Леонид ХАНБЕКОВ ЖИЗНЬ НА МИРУ Н Р А В С Т В Е Н Н Ы Й А С П Е К Т В П У Б Л И Ц И С Т И К Е Н А Т Е М Ы Ж И З Н И С О В Р Е М Е Н Н О Г О С Е Л А Е СЛИ сравнивать современную пуб лицистику с деревом, то ее «сель ское» крыло представится могучей ветвью со множеством крепких, развитых побегов — жанрово-тематических направ лений. Бесспорно, первое из них — исследование социально-экономических связей и тенден ций развития агропромышленного комплек са. Второе направление — анализ состояния дел, упущений и перспектив в многочислен ных отраслях сельскохозяйственного произ водства, в, структурных подразделениях аг рокомплекса. Как бы соединяя зоны влияния «сель ской», «деревенской», публицистики и «го родской», «промышленной», но тем не менее стоящее несколько особняком,| живет «эко логическое направление». И, наконец, тре тье, традиционное,— очерки-портреты, ис поведи, ситуации, события. Конечно, в предложенной мной «раскид ке» есть своя уязвимость. Ее создают... сами очеркисты. Их творчество при всей широте обозначения «генеральных дум» не умещается в любых, даже самых простор ных рамках. Публицисты, как и представи тели иных родов литературы, сегодня жи вут, горят, дышат одним, а завтра их увлекают иные темы, иные дороги, даже иные жанры. Оговорю еще одну деталь. По ходу раз мышлений я сознательно не стану касать ся отдельных ярких публицистических вы ступлений и даже книг писателей, для ко торых обращение к публицистике остается если и не случайным, то в какой-то мере, эпизодическим, откликом на злобу дня между очередными романами и повестями, поэмами и пьесами. Я имею в виду «Оду русскому огороду» Виктора Астафьева, «Только пять дней», «Двух рек теченье», «Первые версты» Сергея Викулова, «Вто рую тетрадь» Анатолия Калинина, «Журав ля над колодцем» Сергея Крутилина, «Са мостоятельность» Бориса Можаева» «Паш ню живую и мертвую» и «От этих весей Русь пошла...» Федора Абрамова и Анто нина Чистякова и т. д. То есть не о широ те диапазона современного сельского очер ка мне хотелось бы поразмышлять,— этот разговор неизбежно увел бы в сторону от жанровой природы публицистики,— а о том, что Чингиз Айтматов метко охарак теризовал «дефицитом человечности» в жизни и литературе. Вместо утомительной, хотя и важной, даже насущной, быть мо жет, констатации бесчисленных тем и проб лем мы поговорим с вами об очерках, в центре которых — человек, столкновение характеров, позиций, судеб, то есть о про изведениях, в которых отчетливо заявлен, но — увы! — не просматривается нравствен ный урок, О ПРАВЕ... НА ОЧЕРК Имеет ли герой право на то, чтобы о нем писали очерк? Вопрос, при всей своей кажущейся про стоте и наивности (имеет, если пишут!), таит, на мо(і взгляд, большой смысл. Нрав ственен ли герой, к которому очеркист при ковывает наше внимание? 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2