Сибирские огни, 1987, № 12
мию, он, в полном соответствии со сказочными законами, тут же отпра вился в мир иной. В годы колониального правления вели кие классические танцы Индии были преда ны забвению и даже осуждению, изгнаны из повседневной жизни на ее задворки. Об этом рассказывал премьер-министр Индии Раджив Ганди во время торжественного открытия Фестиваля Индии в СССР. Но молодой индийской танцовщице Рукмини Деви довелось побывать на спектакле с участием великой русской балерины Анны Павловой. После этого дороги назад у нее уже не было. Вдохновленная примером Павловой, Рукмини Деви основала танце вальную школу «Калакшетра», ставшую центром возрождения индийского класси ческого танца... Может быть, причина успеха индийских танцоров в том, что они умеют сделать зрителей участниками происходящих на сце не событий? Ведь это перед нами кривлял ся, хвастаясь своей силой, злобный урод, у нас просила помощи его жертва. А мо жет быть, есть у актеров и другие тайны. Во всяком случае, аплодировали им от всей души и совершенно искренне. А наутро в шесть часов для нас запла нировали экскурсию в Делийский центр йоги. Проснуться же пришлось в четыре. Где-то над самым ухом назойливо возника ла тягучая мелодия, повисев в воздухе, разбивалась о стену, через пару минут сно ва склеивалась из обломков... Проворочав шись с боку на бок минут сорок, я не вы держал и вышел на улицу. Напротив отеля располагалась небольшая молельня, оттуда и неслась эта немудреная мелодия. Под ее призывный плач заходили в молельню ред кие прохожие, склоняли колени и уходили к делам просыпающегося дня. Прятался в подворотню ночной мрак, уличный торго вец, громко зевая, стягивал рогожу со сво ей тележки-прилавка. Выскочили из-за угла два велосипедиста-почтальона и помчались по улице, метко забрасывая на балконы свернутые трубкой газеты. Прогудел на со седней улице автомобиль, застучал мотор раннего моторикши... Не успевший как следует уснуть Дели просыпался. В Иога-Ашрам приходят те, кто верит в древние рецепты сохранения здоровья. Хо чешь приходи, хочешь — нет, никто ни к чему не обязывает. Начинается все с под готовки (о ней, кстати, журнал «Наука и жизнь», любящий помещать описание поз- асан, кажется, ничего не писал). Особен ной эстетичностью процесс подготовки не отличается. Очищение желудка от остатков пищи, промывание дыхательных путей — термины, напоминающие скорее о нудных медицинских процедурах,— лишнее подтвер ждение тому, что народная медицина — родная сестра медицины научной. Выгля дело это все, правда, экзотично. Чего стоил например, толстяк, который, сидя на кор точках и напряженно сопя, заглатывал шестиметровую ленту прокипяченного ба тиста! Почувствовав себя «подготовленны ми», йоги перешли к физической разминке, очень напоминающей нашу производствен ную гимнастику. В заключение — несколь ко асан. Если верить знатокам хатха-йоги, каждая поза способствует излечению от це лого комплекса заболеваний. На этом ут 130 ренние процедуры в Йога-Ашрам закончи лись. На гвоздях йоги не сидели, стаканов не глотали. Индустрия туризма работает поразитель но одинаково во всех странах. Похоже, сос тавители программ вознамерились выпол нить какой-то план по повышению посеща емости музеев и архитектурных памятни ков. Музеи исторические, художественные, краеведческие... Храмы индуистские, христи анские, мусульманские, буддистские... Ста туи Шивы и его любимой жены Лакшми, скульптуры слонов и львов, мрамор и пес чаник, яркие росписи на стенах, верующие, пришедшие замолить грехи и испросить разрешение на новые, равнодушно-любо пытные туристы, люди, люди, люди... Сна чала все в новинку. С интересом слушаем экскурсовода, вникаем в суть символики йоги, честно стараемся запомнить круг обя занностей многочисленных богов. В третьем или четвертом по счету храме-музее ловлю себя на том, что начинаю путаться. Пом ню, где-то читал, что в Индии было 3300 богов. Но это была давно, когда числен ность населения страны не превышала трех сот миллионов человек. Потом население выросло, боги перестали справляться со своими прямыми обязанностями, поэтому штаты их сильно раздулись. Шутки шутка ми, но запомнить все, что нам рассказывали, попросту невозможно. Вот и начинал каж дый выбирать в музеях то, что ближе к кругу его интересов. Гид поощрительно улыбался. Он видел, что сумел пробудить в туристах интерес к истории, культуре своей страны, и не обижался, что его под робные пояснения слушали порой вполуха. Другое дело переводчик! Он у нас свой, «домашний». Борис — студент НГПИ, и к своим обязанностям относится пресерьез нейше, подробно переводит все, что сооб щает экскурсовод, идет ли речь о всемирно известном произведении искусства или об интерьере бывшей царской бани. Одна бе да — к числу слушателей наш переводчик относится очень ревностно, и если чувству ет, что его старания пропадают втуне, оби жается и выдает шедевры: «Это Будда. Из Бирмы. Будда, он и в Бирме Будда»... Среди туристов снуют пестро одетые тор говцы, шумят, ловят прохожих за руки. Вообще-то, индийцы очень учтивые, дели катные люди, и назойливость торговцев нужно воспринимать как чисто «рабочий» атрибут, умение навязать покупателю свой товар — показатель профессионализма тор говца. Чего только у них нет: открытки, по делки из дерева, металла, пластмассы, вее ра из павлиньих перьев, бусы, браслеты... Зато ювелирный ряд отличает тишина и солидность. Запекшейся кровью отливают гранаты, теплится таинственно-холодный огонь в лунном камне, лукаво подмигивает «тигровый глаз». Негромко зазывают про хожих хозяева бесчисленных магазинчиков. Заглянем? Хороши покрытые резьбой бо калы. Вот только по карману ли? — Хозяин, сколько просишь? Низенький пожилой индиец нарочито медленно поворачивает засветившийся в лу чах солнца бокал.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2