Сибирские огни, 1987, № 12
стены домов. В кипящем, остропахнущем масле жарились овощи, мясо; рыба. Возле малюсеньких лавчонок — хозяин, сидящий на прилавке, свободно достает рукой до любой полки —■' стояли негромко перегова ривающиеся люди. Призывно позванивал колокольчик босоногого рикши, не поте рявшего надежду подзаработать. Его бо лее удачливые, а может быть, и более ус тавшие товарищи спали, завернувшись в циновки возле своих колясок. Между людь ми бродили, повиливая хвостами, индий ские некусающиеся собаки; корова, в кото рой невооруженным взглядом не видно ни какой святости, лениво плелась прямо по тротуару. Все необычно и интересно... Миссия Рамакришны, в жилом помеще нии которой мы разместились, представля ет собой что-то вроде колледжа. Живут здесь и священнослужители. Живут по сво им древним законам. Молодые бритоголов вые послушники подстригают траву, следят за чистотой двора и зданий. Ночами по миссии серыми привидениями беззвучно скользят сторожа. Но здесь же молодежь, окончившая школу, изучает основы эконо мических и философских знаний, иностран ные языки, в том числе и русский. Так мис сия Рамакришны, деятельность которой ок ружена в Индии большим почетом, вносит свою лепту в сближение наших народов. Но об этом мы узнали позднее. А в тот, первый, вечер долго не могли уснуть — ведь утром начиналась программа поездки, начи налось наше знакомство с Индией. Величественный купол Британского му зея, увенчанный статуей, заметен издалека. Вокруг раскинулись тщательно подстрижен ные лужайки, купы аккуратных кустов и деревьев. Большие залы урешаны портре тами британских королей и королев, их ближней и дальней родни, изображениями давным-давно отгремевших битв... История далекой заморской державы, когда-то при своившей себе право распоряжаться судь бами и жизнью миллионов индийцев, живет в этих стенах. Изнутри Британский музей оказался сов сем не похожим на музей. Может быть, потому, что обычной музейной экскурсии не получилось. Мы просто потерялись в толпе веселых, снующих по лестницам и переходам Людей. Никто не объяснял, да, пожалуй, никто и не знал, бюст какого бри танского губернатора слепо таращится из угла, какие подвиги совершил важный, уве шанный орденами вельможа, память о ко тором давно затерялась в прошлом. Это была история Индии-колонии, исто рия, против которой боролись повстанцы- сипаи, шли насмерть бомбейские моряки, история, которая завершилась 15 августа 1947 года. И преклонения перед ней не чув ствовалось. Музейные экспозиции осматри вают не так. Так счастливые победители, смотрят на трофеи, брошенные разбитым неприятелем при отступлении... Совсем другим предстал перед нами Му зей истории Индии. Века развития древней шей индийской культуры проходили перед глазами. Той самой культуры, которая, по словам Раджива Ганди, научила индийцев терпимости, состраданию, спокойствию, чув- 128 ству любви к ближнему, ощущению един ства со всем человечеством, позволила вы носить превратности судьбы и не терять са мообладания от успехов. Через глубину столетий дошли до наших дней портреты и скульптуры людей; родившихся на этой зем ле, живших для нее, умерших за то, чтобы она оставалась свободной и прекрасной. И группа пожилых индийцев, присевших от дохнуть на каменную скамью у входа в один из залов, казалась тоже музейным экспонатом, тогда как все, окружающее их, все, собранное в музее, было неотдели мо от жизни, кипящей за ее стенами. А в музее Рабиндраната Тагора живет гордость за близкого и родного человека, щедро делившегося с окружающими дан ным ему талантом. Книги, трогательные рисунки на стенах, комната, где протекли последние минуты жизни великрго сына ин дийской земли... И рассказ о его жизни был теплым и светлым, как лучи солнца, врывавшиеся в распахнутые окна. Казалось, что сейчас на пороге комнаты по явится мудрый седобородый хозяин. Музеи Рабиндраната Тагора и истории Индии не прячутся в глубине парков. За дорной жизнью живет один из факультетов университета, расположившийся рядом с до мом великого поэта. А недалеко от музея истории проходит, построенная с помощью советских специалистов, первая очередь Калькуттского метрополитена. Это тоже история, история сегодняшней Индии. АГРА Взлет, посадка, взлет, посадка... В про грамме поездки семь городов, и в пять из них мы прибываем по воздуху. Аэропорт, сдача багажа, личный досмотр — ритуал, ставший привычным. В самолете накормят, напоят, заботливые стюардессы, неслышно ступая между креслами, принесут газеты. Разное в них пишут. Рядом с серьезной трезвой статьей о политическом положении в Центральной Азии — сообщение о рож дении младенца. Тревога звучит в инфор мации о стратегической оборонной инициа тиве администрации Рейгана — не станет ли она новой угрозой миру? В Калькутте произошли столкновения между демонст рантами и полицией, кто-то подбросил бом бу в университет... А вот и весточка с Ро дины — в космосе новый советский экипаж! Громадные аэробусы вылетают строго по расписанию. Салон, как правило, наполови ну пуст. Один недостаток — ничего не вид но. Туристу в автобусе интереснее. Стелет ся под колесами ровная лента шоссе. Мелькают по обочинам небольшие селения: базарчик, ряды велорикш, глинобитные хи жины. Притормозит автобус на границе штата — нужно заплатить пошлину, иначе не пропустят: остановится у туристского центра. Таких центров довольно много, но у каждого гида есть «свой», с хозяином которого он «сотрудничает». Здесь малень кий магазинчик. Смирный слон спокойно ждет, когда желающие поднимутся по шат кой бамбуковой лестнице ему на спину. На игрывает на свирели заклинатель змей. Брезгливо оттопырив губу, посматривает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2