Сибирские огни, 1987, № 12
ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Виталий ПИЩЕНКО ЗА ТРЕМЯ «УТСАВ», или НЕСКОЛЬКО СЛОВ «ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ» Н акануне небо над Москвой хмури лось, и это тревожило, хотя было ясно: праздник все равно состоится; и омрачить его не в силах ничто, Похоже, погода это тоже поняла, "и тысячи москви чей и гостей столицы шли под яркими лу чами солнца к Лужникам, где рядом со знакомым силуэтом Большой спортивной арены выросли гигантские яркоокрашенньіе арки. Странное ощущение возникло у меня, когда я проходил под ними,— словно неве домым способом перенесся из такой близ кой и знакомой "Москвы в неповторимый мир индийских городов... А вокруг шумел многоголосый, • многокрасочный «Утсав». В Индии — это народное торжество по слу чаю прихода весны и лёта, «Утсав» — свадьба и праздник по случаю рождения ребенка. В этот день «Утсав» стал празд ником дружбы двух стран, двух великих народов. Потом было торжественное празднество, свидетелями и участниками которого стали миллионы телезрителей, _в симфонию огня и света сливались фантастические орнамен ты индийского фейерверка и гроздья салю та, озарившего ночное московское небо. Фестиваль Индии в СССР пришел в нашу столицу и начал свой путь по советской земле. В тот вечер «Утсав» не закончился, и продолжаться ему на сей раз целый год! Миллионы советских людей соприкоснутся с искусством и историей древней Индии, и каждый откроет ее для себя по-новому. В том и особенность истинно прекрасного, что, оставаясь всеобщим достоянием, оно т МОРЯМИ всегда индивидуально, каждый человек вос принимает его по-своему, ощущает себя первопроходцем... Именно так я чувствовал себя в Индии и Шри-Ланке, хотя посетил эти страны в составе туристической группы Бюро \ меж дународного молодежного туризма «Спут ниц» и видел их такими, как видят сотни и тысячи людей. КАЛЬКУТТА Встреча с незнакомым всегда волнует. Тем более — встреча с чужой страной. Хо тя, если быть честным, назвать Индию «чу жой» и «незнакомой» язык не поворачива ется. Прочная нить духовной близости, оп ределившей взаимное притяжение, стремле ние больше знать друг о друге, общаться, заимствовать, делать что-то вместе, тянется, по меткому выражению Генерального сек ретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, от рус ского первопроходца Афанасия Никитина до индийского первопроходца космоса Р а кета Шармы. Пятьсот лет назад пришел тверской ку пец Афанасий Никитин со своим товаром в Бидар — ныне тихий городок на севере Кар натаки. На родину отважный землепрохо дец увез добрые чувства к народу, живу щему «за три моря». Увез и передал своим землякам — нашим предкам. А много лет спустя великий сын индийской земли Ра биндранат Тагор, посетив Советский Союз, писал из Москвы своему другу: «И вот я в России. Если бы я не побывал здесь, паломничество моей жизни осталось бы не завершенным». Индийский поэт Субрамания Барати, глу боко взволнованный перемеяамн, которые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2