Сибирские огни, 1987, № 11
интересов беднейшего крестьянства, оцени вали, соответственно, их теории как почву, на которой прорастали ростки социал-демо кратии. Другие, напротив, усматривали в социальных теориях и программах народни ков шаг к либерализму. Именно здесь, в этих разноречивых оцен ках классовых позиций народников, следу ет искать гносеологические корни тех субъ ективистских трактовок, которые, как отме чает Л . А. Ушакова, рождали целый ряд неверных выводов относительно направлен ности и содержания деятельности ссыльных. Приведя к появлению культурологической теории, они, в конечном счете,- обусловили описательный, неаналитический уровень большинства исследований этого периода. Непонимание социальной природы народ ничества, а соответственно, и его историче ского места не было изжито историками и в последующее время (вторая половина 30-х — 50-е годы). Более того, приведенный в рецензируемой работе многочисленный историографический материал отчетливо свидетельствует о полном игнорировании большинством исследователей ленинских оценок народничества. Естественно, поэто му трудно было правильно раскрыть также смысл и направленность деятельности на роднической ссылки. Попытки Л , А. Ушаковой обосновать вы вод о некоторых якобы позитивных сдвигах в исследовании темы в этот период не пред ставляются убедительными. В приведенных ею в доказательство примерах речь идет преимущественно о работах литературовед ческого и историко-этнографического плана. В них затрагиваются лишь соответствующие аспекты деятельности отдельных предста вителей ссылки: писателей и поэтов — Г. Ус пенского, Н. Наумова, Г. Мачтета, С. Коро нина; историков и естествоиспытателей — С. Чудновского, Н. Виташевского, В. Ионо ва и др. Анализ же весьма немногочислен ных в этот период исторических исследова ний, посвященных ссылке, закономерно при водит Л . А, Ушакову к заключению, что в них делались «противоречивые выводы», или, что их авторы в лучшем случае, огра ничивались «простой констатацией фактов». Содержательной и интересной является IV (последняя) глава книги, посвященная анализу литературы 60—80-х гг. По величи не привлеченного историографического ма териала, широте круга поставленных проб лем она, по сути, является основной. В ней убедительно и ярко показано, что в послед ние десятилетия историки успешно преодо левают догматизм и субъективизм в оценке народнического движения, подняв разработ ку проблемы на «качественно новый уро вень». Это не замедлило сказаться на состоя нии историографии народнической ссылки. Все отчетливее, как показывает Л . А. Уша кова, в ней проявляется творческий подход к решению проблем, шире становится доку ментальная основа исследований, глубже анализируются уже известные факты, В ре зультате авторы как бы «заново» открыва ют читателю почти забытые страницы герои ческой истории ссылки. Вместе с тем, и это также подчеркивается в книге, еще не преодолены полностью недо статки прошлого. Сохраняется краеведче ский уклон в исследовании темы, остается не изжитым культурологический подход, когда культурно-просветительская деятель ность ссыльных оценивается только в каче стве вынужденной формы социальной ак тивности, лишенной революционного содер жания. Очевидно, истоки указанных недостатков заключаются в том, что по-прежнему еще давало себя знать непонимание социальной природы народничества, его исторического места и значения. И в эти годы народниче ство трактовалось некоторыми исследова телями как попятное направление в общест венном движении, как отступление от маги стральной линии борьбы, намеченной рево- люционерами-«шестидеслтниками». Такого рода оценки были еще, к сожалению, неред кими в философских и литературоведческих трудах 60-х годов. Не являясь обоснованными в материале и даже противореча ему, такие трактовки за трудняли выявление ведущих тенденций в деятельности ссылки, конечной определяю щей ее цели. Надо ли говорить, что они по влияли на освещение всех отдельных стра ниц ее истории. И прежде всего таких, как эволюция идейно-теоретических воззрений ссыльных, их отношения с областниками, деятельность в местной периодической печа ти (газетах «Сибирь», «Восточное обозре ние», «Сибирская газета») и, наконец, их роль в распространении марксизма в Сиби ри, возникновении здесь социал-демократа« веского движения. Все эти вопросы, как от мечает Л . А. Ушакова, еще ждут своего ис следователя. Л. СУХОТИНА ----- ф
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2