Сибирские огни, 1987, № 11
Л . А. Ушаковой удалось глубоко и об стоятельно проанализировать литературу, имеющуюся по теме. При этом, широкий временной охват исследований дал возмож ность рассмотреть историографию ссылки как часть общего процесса становления со ветской исторической науки в целом, с его драматическими коллизиями, взлетами и па дениями. Такой подход значительно облег чил выполнение авторского замысла — представить историографию ссылки в раз витии, со всеми ее диалектическими слож ностями и противоречиями, проследить, как постепенные количественные сдвиги приво дили к качественным изменениям, совпадаю щим по времени с тремя основными перио дами (согласно общепринятой периодиза ции) в развитии советской исторической науки Л . А. Ушакова убедительно показывает в своей работе, что первый период (20-е — се редина 30-х гг.) был временем, когда шло накопление конкретного материала. Мате риала нередко случайного, требующего стро гой проверки и отбора, но уже позволивше го поставить новые проблемы для изучения ссылки как неотъемлемой составной части революционно - демократического движения в целом. Во втором периоде (2-я половина 30-х — 50-е гг.) историография народнической ссылки разделила судьбу всей советской исторической науки. Ее поступательное раз витие существенно замедлилось. Тем более что исследование некоторых конкретных проблем из истории народнического движе ния вообще получило неверное направление или было приостановлено вовсе. И, наконец, третий период (с начала 60-х гг.), как это следует из работы Л . А. Ушаковой, явился временем, когда в осве щении ряда вопросов историки оказались вновь на уровне первоначального их осмыс ления в 20-е — 30-е годы. Не случайно уже в 70-е годы появляются первые историогра фические обзоры, в которых подводятся итоги исследования и намечаются главные направления в дальнейшей научной разра ботке истории ссылки. Строгая хронологическая последователь ность, соблюдаемая Л . А. Ушаковой в из ложении исследуемого материала, не схема тизирует ее работы. Отличное знание авто ром источников и конкретной истории ссыл ки, увлеченность темой делают книгу инте ресной и доступной не только специалистам, но и широкой читательской аудитории. Содержательны, например, разделы, по священные анализу исследований, вышед ших в 20—30-е годы. В них освещается дея тельность Всесоюзного общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, соз данного по инициативе выдающегося госу дарственного деятеля Ф. Э. Дзержинского. Общество внесло неоценимый вклад в изу чение революционного прошлого нашей страны. Издаваемый им журнал «Каторга и ссылка», в котором сотрудничали предста вители разных поколений революционных борцов, начал публикацию разнообразных материалов (документов, воспоминаний), составивших необходимую основу для изу чения политической ссылки. Приводились сведения о количественном составе и раз мещении колоний ссыльных, их образе жиз ни, занятиях, политических устремлениях, поисках ими путей и средств революцион ной борьбы в новых условиях. Мы узнаем из книги Л . А. Ушаковой, что на страницах журнала «Каторга и ссылка», а также журналов «Красный архив», «Про летарская революция» стали появляться и первые работы историков — профессионалов, в том числе признанных исследователей истории общественного движения в Рос сии — Ю . М . Стеклова, И. А. Теодоровича, В. И. Невского, Б. И. Горева, В. П . Полон ского, Б. П . Козьмина и др. В их трудах формировались новые подходы в изучении революционно-демократического движения. В результате, как обоснованно считает Л . А. Ушакова, к середине 30-х годов были достигнуты значительные успехи в изучении народнического этапа ссылки. Вместе с тем, и это неоднократно отмечается автором, процесс овладения марксистской методоло гией исторического исследования не был простым и легким. Груз старых идеалисти ческих представлений и догм не мог быть изжит мгновенно и, соответственно, далеко не сразу была осмыслена и взята в качестве методологически исходной ленинская кон цепция народничества. Представляется, однако, что простая кон статация этого факта мало что поясняет. Важно проследить историю изучения ссыл ки в контексте развития марксистской исто риографии всего народнического движения. Развития тесно связанного с осмыслением ленинской концепции движения. Известно, что в 90-годы В. И. Ленин ак центировал внимание в своих работах на разоблачении и ненаучности теоретических доктрин народничества и лишь в самых об щих чертах касался вопроса о его классо вом содержании. Только после революции 1905— 1907 гг., показавшей « в с е обществен ные силы России в открытом массовом дей ствии классов» (Поли. собр. соч., т. 22, стр. 305— 306), он со всей полнотой и отчетли востью раскрыл реальное содержание и об щественное значение народничества как идеологии крестьянской демократии. Идео логии, выражающей интересы всего класса крестьянства (а не отдельного его слоя), борющегося за демократический путь разви тия капитализма против его наличной, «вар- варизуемой» пережитками крепостничества, формы. Чтобы понять всю сложность развития со ветской историографии народнического дви жения вообще и ссылки в частности,, важно было бы проследить, как именно историка ми усваивались эти ленинские положения в разные периоды. Сначала в трудных усло виях напряженных политических борений 20—30-х гг., затем в не менее сложной для исторической науки ситуации второй поло вины 30-х — начале 50-х годов. Связав народничество с крестьянством и тем самым сделав существенный шаг впе ред в его исследовании (сравнительно с до революционной буржуазной историографи ей), но не овладев в должной мере марк систским методом классового анализа, исто рики 20—30-х годов ошибочно соотносили малейшие изменения в тактике и идеологии народничества с социальными сдвигами внутри крестьянства. Такой вульгарно-меха нистический подход к оценке движения при водил к неверным выводам. Одни исследо ватели, считая народников выразителями 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2