Сибирские огни, 1987, № 11
опирается на думающих, инициативных людей, создает общественное мнение, стре мится, чтобы каждый участник работы по нимал, что и зачем он делает». Резко, как видим, отличаются стиль и методы руководства первого и второго секретаря. «Один слушает только себя, другой — каждого. Один все «знает», дру гой все исследует. Один поучает, другой доказывает. Один пошумит и забудет, дру гой запомнит и спросит». И от этой несов местимости, справедливо полагает автор, страдают прежде всего те, «кто хочет и способен работать по-настоящему». Впро чем, не лучший пример Бровманов подает и всем остальным, поскольку волюнтаризм, нежелание считаться ни с кем, кроме себя, создает и особую нравственную атмосфе ру, где начинают процветать показушниче ство, очковтирательство, подтасовки, при писки, где есть «избранные» с существую щими для них отдельными магазинами и «служебными» входами, спецснабжением, спецпитанием, спецлечением, но где чаще всего отсутствует главное — подлинное уважение к человеку-труженику, забота о нем. И не случайно в романе встает вопрос об интеллигентности руководителей любо го ранга. В это понятие Г. Петров вкла дывает широкий культурный, социальный и общественно-политический смысл. Для него интеллигентность — «это культура, образованность, порядочность — качества, без которых человек ущербен, тем более не имеет права быть руководителем в го сударстве, которое создали и возглавили истинные интеллигенты. Ленинский Сов нарком был самым образованным и куль турным правительством в мире». Беда же, по мнению писателя, в том, что при ны нешнем уровне образованности в стране очень часто «стали возможными не интеллигентные начальники и специа листы с высшим образованием». И невозможно, наверное, не согласиться с автором романа, когда он утверждает, что «неинтеллигентный инженер — это ведь уродство». Уродство духовное, нравствен ное, уродство, оказавшее свое влияние на возникновение всех тех негативных явле ний нашей действительности, которым да на была нашей партией принципиальная оценка. Интеллигентность стала одной из крае угольных черт положительных героев ро мана «Любовь». Подлинными интеллиген тами предстают в произведении вместе с Живициным и Степановым журналист Стрижевский, начальник водной инспекции Малик, художник Гринюк, другие, близкие им по духу персонажи. Интеллигентность в этих людях, кстати сказать, становится той питательной сре дой, в которой развивается и крепнет не избывное чувство родины, большой и ма лой, чувство ответственности за ее судьбу. Не случайно именно они, настоящие ин теллигенты, оказываются в романе на ост рие борьбы за перенос будущего комбина та на новое, более безопасное для природ ной среды место. Не случайно прежде все го они всерьез задумываются о том, «что нужно сделать, как добиться, чтобы каж дый постоянно ощущал себя граждани ном, чтобы любовь к родной земле не ле 174 жала в душе неприкосновенным запасом, а проявлялась сегодня, завтра и всегда в больших и малых поступках?» Свой роман Г. Петров назвал «Любовь». Любви здесь, действительно, уделено не мало страниц. Читатель узнает об истории любви Сергея Степанова и его жены Та ни, Стрижевского и Зои, о семейных вза имоотношениях Бровманова, Живицина, Гринюка... Не все эти истории равноцен ны по художественному исполнению, не все органично ложатся в роман — слишком затянутой и слащаво-сентиментальной ви дится, например, любовная линия Степа нов — Таня. Хочется, однако, отметить вот что. Любовная тема в романе ни в коем случае не становится просто довеском к теме производственной, «оживляжем»; она, скорее, внутреннее развитие, продол жение магистральной линии произведения. И не только потому, что любовь к ближне му делает героев книги чище, выше, но и потому, что настоящая любовь не замыка ется на узко-интимных отношениях, на лич ном мирке. Естественно и органично восхо дит она к высшему роду любви — к Оте честву. Об этом и старается напомнить Г. Петров, рисуя непростые взаимоотно шения своих героев. Не все, к сожалению, в полной мере уда лось автору романа «Любовь». Облегчен ной, в частности, получилась развязка ос новного конфликта: наверху, в Ц К , вникли в дело, указали — и все решилось благопо лучно. Не очень-то ясен вопрос с Бровма- новым, который как-то безропотно уходит на пенсию. Есть в романе, по выражению автора рецензии «На перекрестке» («ЛГ», 9 апреля, 1986 г.) А . Андрианова, «ухи щрения беллетризма». Однако все это не дает оснований вслед за вышеназванным автором перечеркивать роман «Любовь» как произведение не состоявшееся. Скорее здесь тот самый случай, когда художест венные издержки суть продолжение досто инств, достоинств очевидных и весомых. Г. АРАБЕСКИН Л. А. Ушакова. Советская историография сибирской народнической ссылки. 70-е — середина 90-х годов XIX в. Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1985. Невозможно воссоздать целостную карти ну русского революционно-демократического движения во всей сложности и многообра зии без освещения заключительного его эта- та — деятельности революционеров в сибир ской ссылке. Политическая ссылка дала но вые примеры верности революционному долгу, образцы героизма и самоотвержен ности. Эта яркая страница освободительной борьбы не перестает волновать нас драма тизмом своих сюжетов, величием человече ского духа. В последние годы сложился достаточно широкий круг исследовательской литературы по этой теме, чтобы подвести некоторые предварительные итоги в ее освещении и поставить перед историками новые задачи. Такова цель первого монографического ис следования советской историографии поли тической ссылки на самом многочисленном и деятельном из ее этапов — народниче ском.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2