Сибирские огни, 1987, № 11
охране, грузчикам, работникам водного транспорта и членам экспедиции, что на нас возложена задача особой государствен ной важности, выполнить которую, мы дол жны возможно лучше. Я уверен, что все участники экспедиции приложат все свои усилия, опыт и знания для успешного вы полнения этой задачи. Прошу всех со сво ими знаниями, опытом и с советами для пользы дела обращаться непосредственно ко мне...»1. Ничего подобного не переживал за всю свою долгую, почти что тридцатилетнюю службу на флоте военный моряк Ружек: сложные, очень сложные испытания выпали на долю сибирских речников. Не хватало брезента для покрытия барж, запасных частей для изношенных машин, полностью отсутствовали смазочные материалы, труд но было с размещением людей, их одеж дой, питанием. «С первых же дней подго товительных работ, — отмечалось в отчете транспортного отдела Комсеверопути, — выяснилось, что полного количества необ ходимых продуктов (например, мяса и пряностей) получить от продорганов не удастся. Надежд на получение их в пути нет никаких, а питание сотрудников экспе диции ввиду их тяжелой работы и возмож ности заболевания цингой нужно было поставить как можно лучше. Комитет Се верного морского пути в одном из своих заседаний постановил организовать ловлю рыбы в Обской губе собственными средст вами»1 2. Для этой цели речники использовали подручные средства и, надо сказать, впо следствии не только с избытком обеспечи ли потребности экспедиции и гидрографи ческих отрядов, обслуживавших ее, но да же свежей рыбой сумели снабдить и команды морских судов. А на обратном пути около 800 пудов рыбы сдали для на селения Тобольска. Было организовано на трех баржах приготовление горячей пищи в походных кухнях, и даже налажена ре гулярная выпечка свежего хлеба. В отчет ном докладе начальника экспедиции, ныне хранящемся в Госархиве Новосибирска, есть рассказ и о том, как мужественно и самоотверженно преодолевали речники невзгоды походной жизни. 6 августа, кос нувшись грунта, к примеру, дала сильную течь баржа № 947. Эспедиционники тут же вскрыли ее, заделали пробоину досками, войлоком и цементом, и снова продолжили путь. Через пару дней такая же участь постиг ла и баржу № 931. На этот раз дело об стояло еще сложнее: на берег пришлось переносить около 40 тысяч пудов пшеницы, снова погрузить ее на подремонтированное судно. Потратили немало сил и времени, но не дали возможности пропасть ни одно му грамму драгоценного зерна... На подхо де к устью реки суда шли буквально ощупью, настолько густым был туман. Наконец, 28 августа в час дня речной караван достиг долгожданной бухты Н а ходка. На горизонте уже возвышались си луэты морских судов. Первыми их увидели речники Объ-Иртышского речного каравана, 1 В. А н ц и ф е р о в . Рейс на край света. Га- зета «Водный транспорт», 14 мая 1977 г. 2 Госархив Новосибирской области. Ф. 271, оп. I, д. 4, л. 24. 168 который и доставил в Находку более 575 тыс. пудов хлеба и пшена и 66846 пудОв жировых продуктов. Общее же количество вывезенных из Сибири продуктов и това ров составило свыше шестисот тысяч пу дов1. Более девяноста процентов из них, в основном хлеба, было доставлено Обь- Иртышским отрядом, руководимым Руже- ком. По окончании перегрузки эти и другие речные суда вышли из Находки 18— 19 сентября и уже 20 октября благополучно возвратились в Омск. Енисейская группа, вышедшая из Крас ноярска 7 августа и прибывшая в Усть- Енисейский порт в составе 2 пароходов, 3 лихтеров и 2 барж, обратно вернулась в Красноярск 14 октября. В первых числах октября и морская группа судов благополучно достигла Ар хангельска. Героический «рейс на край све та» был завершен: задание Ленина было успешно выполнено. 3 ноября 1920 года на заседании Сибрев- кома был заслушан доклад о деятельности Комитета Северного морского пути. Сиб- ревком выразил глубокую благодарность всем участникам исторической Сибирской хлебной экспедиции за поистине героиче ский труд, ознаменовавшийся не только успешной доставкой хлеба в Архангельск, но и явившийся главной вехой на пути ос воения и развития огромного по своей про тяженности сибирского арктического по бережья. Достаточно сказать, что исследо вания экспедиции, проведенные в Обской губе и на реке Енисее, способствовали по явлению не только нового порта на ени сейском севере, но и целой сети радио станций в этом еще необжитом крае. С сооружением в Усть-Енисейске, Дудинке и Обдорске новых радиостанций создавалось замкнутое кольцо радиосвязи: Омск — Обдорск — Диксон — Усть-Порт — Дудин ка — Красноярск — Омск. Это несло новую жизнь и в далекую, но ставшую навсегда советской, Сибирь. Целому ряду участников экспедиции, в том числе и Ружеку, Сибревком выдал до рогую по тому времени премию — по пуду муки каждому. А. А. Ружек был одним из тех, кто стоял у истоков зарождения морской погранич ной охраны на Черном море. В конце 1922 года он был назначен морским инспекто ром войск ГП У (ВЧК) Украины. С этого времени началась новая страница в биогра фии прославленного моряка. С завершением создания морской погра ничной охраны здесь же, на Черном море, Ружек затем командовал крейсером «Ко минтерн», а с января 1926 года работал в Военно-Морской Инспекции Н К Р К И С С С Р . В 1927 году по состоянию здоровья ему пришлось оставить морскую службу. По этому поводу Совет Народных Комиссаров принял специальное постановление, в ко тором, в частности, говорилось: «Принимая во внимание исключительные заслуги това рища А . А . Ружека в деле спасения судов Балтийского флота, назначить ему по жизненную пенсию». 1 ЦА ММФ. Ф. кем, 1920, оп. 1, св. 2, д. 42, л. 10 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2